За нефть и кредит предстоит рассчитаться с Россией минскими автозаводами

В двадцатых числах декабря Москва утвердила Минску объем поставок нефти на первое полугодие. В течение шести месяцев на два белорусских НПЗ должно быть поставлено 11,5 млн тонн, что вписывается в желание Беларуси получить по итогам года 23 млн т. Однако такой объем Минск желал получить в 2013 году, но по итогу вышло на 2 млн тонн меньше. На каких условиях Россия удовлетворит нефтяной аппетит Беларуси?

"Времена, когда Россия давала Беларуси нефть в обмен на поцелуи, закончились. Теперь Москва без излишних эмоций, но четко и последовательно навязывает свои условия. Резких движений нет, потому что на кону Евразийский союз. Но удовлетворить все белорусские нефтяные хотелки Россия не спешит", - сказал TUT.BY источник, знакомый с ходом переговоров. "МАЗ, бензин и без фокусов – вот как можно коротко сформулировать условия Москвы. МАЗ может и не МАЗ, может быть МЗКТ или даже "Интеграл". В общем, должно быть положено начало интеграционным проектам. Второй момент – возврат высокооктановых автобензинов в Россию, причем может быть даже себе в убыток. Ну и после истории с растворителями, Беларусь неподписанием нефтяного баланса держат в узде, чтобы не было фокусов. История с арестом Баумгертнера тому подтверждение", - пояснил информированный собеседник.

Косвенно на выполнение этих условий указал в конце прошлого года вице-премьер России Аркадий Дворкович в интервью журналу "Коммерсант. Власть". Он заявил, что подписание квартального или годового нефтяного баланса с Беларусью зависит "от того, насколько успешно будем продвигаться по другим интеграционным проектам и снимать опасения, связанные с недобросовестной конкуренцией по ряду других направлений". "У нас есть сомнения относительно рыночности условий поставки ряда видов сельскохозяйственной продукции, есть сомнения по цементу. Мы хотим, чтобы в целом наши отношения были понятны и прозрачны, как они должны быть у союзных государств. Последние несколько месяцев и уже даже лет постоянно возникают проблемы, явно не соответствующие уровню союзнических отношений. Нам выгоднее в принципе, чтобы эта нефть поставлялась по другим направлениям, либо перерабатывалась внутри, либо поставлялась в дальнее зарубежье, мы просто больше от этого денег можем получить в бюджет. Компании заинтересованы в белорусском рынке, но бюджетный интерес состоит в другом. Поэтому мы рассматриваем весь баланс интересов", - сказал вице-премьер. Дворкович также отметил, что на уровне правительства не рассматривается идея Игоря Сечина наделить "Роснефть" статусом специмпортера нефти в Беларусь. "Не обсуждается. И мы точно против. Все компании заинтересованы в поставках нефти Беларуси. Мы считаем, что здесь никаких нет оснований, чтобы менять эту конкурентную среду", - отметил он.

Ни для кого не секрет, что в первую очередь Кремль хочет получить гарантии реализации пяти интеграционных проектов при подписании баланса по поставкам нефти в Беларусь в 2014 году. 20 декабря Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко обсудили поставки нефти в привязке к планам-графикам реализации интеграционных проектов. В частности, речь шла о проектах с российскими компаниями ОАО "Минский завод колесных тягачей", ОАО "Интеграл", ОАО "Пеленг", ОАО "Гродно Азот", а также ходе реализации проекта ОАО "КамАЗ" и ОАО "МАЗ", сказано в сообщении правительства РФ. Накануне встречи Дворковича и Семашко Минск послал сигнал Москве. 17 декабря на заседании президиума Совета министров была озвучена информация о том, "достигнуты договоренности о продаже пакета акций ОАО "МЗКТ" российскому инвестору по результатам проведения дополнительной эмиссии акций, размещаемых по рыночной стоимости, с направлением полученных средств на модернизацию и техническое переоснащение ОАО "МЗКТ", сказано в сообщении пресс-службы правительства Беларуси. Семашко также заявил, что холдинг МАЗ-КамАЗ может быть создан в первой половине 2014 года. Любопытно, что 6 декабря Александр Лукашенко выступил против продажи Минского завода колесных тягачей, призвав подумать над этим вопросом. Ранее глава государства был против объединения МАЗа и КамАЗа на российских условиях.

Обозреватель газеты "Белорусы и рынок" Александр Алесин со ссылкой на заслуживающие доверия источники утверждает, что уже достигнута договоренность о вхождении МЗКТ в состав холдинга "РТ-Авто", который создан госкорпорацией "Ростех". По словам эксперта, и МЗКТ, и Беларусь получают многое из того, что хотели. Завод сохранит свои позиции в качестве основного поставщика для российской армии и получает серьезные средства на развитие. А белорусское руководство сохранит производство уникальных специальных колесных шасси и тягачей на своей территории и, как пообещал Владимир Путин, получит в 2014 году дополнительный заем в объеме до 2 млрд долларов.

В пресс-службе "РТ-Авто" заявили, что "говорить о каких-либо договоренностях преждевременно". На МЗКТ и Госкомвоенпроме отказались от комментариев. В правительстве Беларуси комментарий получить не удалось.

"В белорусско-российских отношениях все просто. Минск хотел получить кредит и нефть в полном объеме? Пусть объединяет машиностроительные заводы. Об этом давно уже говорится. Срок всем известен – первое полугодие", - сказал информированный источник, отказавшийся от других комментариев. Беларусь, напомним, в конце года получила первый транш кредита в размере 440 млн долларов. Остальные средства ожидаются летом 2014 года.

Впрочем, помимо интеграции у сторон имеются и некоторые сугубо нефтяные договоренности. Это следует из протокола, составленного по итогам совещания представителей концерна "Белнефтехим" с руководством Минэнерго России, состоявшемся 18 декабря. Согласно документа примерно 10,3-10,6 млн тонн нефти в первом полугодии будут поставлены по трубопроводу, оставшийся объем – железнодорожным транспортом. Что касается объема поставок на вторую половину 2014 года, то об этом в протоколе говорится следующее: "Если в I полугодии объем поставки нефти составит 11,5 млн тонн, то для удовлетворения максимальных потребностей белорусских НПЗ в 23 млн тонн техническая возможность трубопроводной системы ОАО "АК Транснефть" во II полугодии должна составить 11,5 млн тонн".

В свою очередь власти Беларуси обязались поставлять в Россию в 2014 году ежемесячно 100-110 тыс. тонн бензина в периоды сезонного спроса и ремонта российских НПЗ. При этом оба белорусских НПЗ должны перенести ремонты технологических установок "с мая-августа 2014 года на другое время".

Беларусь также хочет получать "по трубе" добываемую в России нефть из российских активов "Белоруснефти". В сентябре "Белоруснефть-Сибирь" купила компанию "Янгпур", базирующуюся в Ямало-Ненецком автономном округе РФ, за 112 млн долларов. Планируется, что за счет комплекса мероприятий добыча на месторождениях "Янгпура" с нынешних 118 тыс. т поднимется до 200 тыс. т в год к 2017 году. Заместитель гендиректора "Белоруснефти" Сергей Каморников не спорил с TUT.BY, что планируемого объема добываемой нефти хватит лишь на несколько дней работы Мозырского НПЗ, однако на начальном этапе, по его словам, "важно отработать технологию как добычи, так и поставки нефти в Беларусь, а также повысить эффективность работы и наладить бизнес-процессы". "Если этот проект будет удачно развиваться, а мы там планируем использовать новые технологии, которые опробовали в Беларуси, то в перспективе мы намерены купить еще одно-два месторождения в этом регионе", - сказал Каморников.

tut.by