Белорусы могут потерять в молочной войне с Россией миллиарды долларов

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович обвинил белорусских производителей молока в недобросовестной конкуренции и заявил о намерении защищать российский рынок. Есть ли основания для очередной торговой войны, и чем она может обернуться для Беларуси?

— Скорее всего, нам придется принимать определенные ответные меры в отношении партнеров из Беларуси, — заявил Дворкович на V съезде Национального союза производителей молока. — Либо напрямую будут конкретные меры, либо по другим направлениям нашего сотрудничества.

По данным Минсельхоза РФ, в первом полугодии 2013-го на долю Беларуси пришлось 72,1% импорта молока в РФ (1-е место), 17,1% — импорта сливочного масла (2-е место после Новой Зеландии).

 

Василий Леонов: «Это не базар! Хочу – пускаю на рынок, не хочу – закрываю»

Экс-министр сельского хозяйства Беларуси Василий Леонов не верит, что конфликт интересов российских и белорусских производителей приведет к молочной войне.

— На кого рассчитывал господин Дворкович, я не знаю, но заявления о недобросовестной конкуренции просто так не звучат. Это требует серьезного разбирательства. Дворковичу надо было начинать с объявления оснований: какой сырзавод, какую продукцию и куда поставил, кто конкретно нарушил договоренности или дал плохое качество, — отмечает эксперт. — Мы же не на базаре: хочу — пускаю на рынок, не хочу — закрываю. Это торговая война! Может, Дворковича провели, выдав подделку за белорусское молоко?

Василий Леонов уверен, что рынок белорусским «молочникам» Россия не закроет.

— Если Беларусь с рынка убрать, Евросоюз зальет Россию молоком, и оно будет более качественное. Но это политическое решение. Такого не случится, — считает экс-министр сельского хозяйства.

 

Борис Желиба: «В Союзном государстве дружба дружбой, а табачок врозь»

Доктор экономических наук, профессор Борис Желиба не исключает, что начнется очередной раунд молочной войны.

По его мнению, слова российского вице-премьера – это предупреждение. Эксперт напоминает о приезде Дворковича в Беларусь и его угрозах ограничить поставки нефти, если не выпустят Баумгертнера.

— И несмотря на то, что потом приезжал глава Роснефти Сечин, сделали, как грозился Дворкович. Так что его слова надо воспринимать серьезно, — полагает собеседник. — В рамках Союзного государства и Таможенного союза дружба дружбой, а табачок врозь.

Российские производители объясняют, что белорусские предприятия демпингуют за счет тех преференций, которые в нашей стране государство дает сельскому хозяйству.

— Вполне возможно будет опять молочная война, начнут выстраивать препоны нетарифного плана – квотирование, — прогнозирует Борис Желиба.

Экономист уверен, что это больно ударит по белорусскому экспорту, в структуре которого в последнее время произошли изменения.

— Как и прежде, основной источник валютных поступлений (30%) – нефтепродукты. А вот на второе место переместились мясо-молоко. Они дают 10%, а калийные удобрения только 5,5%. Поэтому для нас молоко — очень чувствительная позиция, — отмечает Борис Желиба.

В то же время европейские рынки белорусскому молоку не светят – из-за высоких стандартов.

— Увы, это и называется ориентация на рынок одного государства, — заключает экономист.

 

Виктор Маргелов: «У России есть основания объявить нам молочную войну»

— Не секрет, что белорусы часто демпингуют, особенно это касается молочной продукции. Российской стороне несложно будет доказать, что наши производители продают товары дороже в Беларуси, чем в России, — отметил в комментарии «Завтра твоей страны» глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

В то же время и российская сторона неидеально себя ведет по отношению к Беларуси. Ряд непродовольственных товаров продаются в Беларуси по более низким ценам, чем в РФ.

По мнению собеседника, у России есть основания, чтобы объявить Беларуси молочную войну.

— Российских производителей можно понять: они видят, как разваливается сельское хозяйство в стране, и субсидируется белорусский АПК. Поэтому, я считаю, справедливо выравнивать условия хозяйствования хотя бы по ценам, — говорит предприниматель.

Чем Беларусь может ответить России, если все же молочная война будет объявлена?

— Например, мы можем не пустить российское пиво. Это химия, а не пиво! — рассуждает Виктор Маргелов. — Есть другие позиции – кондитерская продукция. Красивых этикеток на прилавках станет меньше, и народ не пострадает.

Но, на мой взгляд, следует искать мирные способы урегулирования конфликта. Если у нас единый рынок, то мы должны по единым правилам действовать – более активно заниматься выявлением фактов и конкретных поставщиков наказывать, а не объявлять войны, которые не принесут пользы ни России, ни Беларуси.

Если конфликт будет разворачиваться по нежеланному для нас сценарию, Беларусь потеряет миллиарды долларов, предполагает собеседник.

Не выиграет от молочной войны и белорусский потребитель, который время от времени сталкивается с перебоями поставок молока в магазины.

— Проблема в том, что Минэкономики боится повышать цены на молоко в пакетах. И на сегодняшний день этот продукт убыточен. Чтобы не растить себе убытки, предприятия, как могут, изворачиваются, не хотят его производить, — объясняет собеседник. — Они готовы выпускать молоко в тетра-пакетах и молочные продукты, на которые цены не регулируются.

В Евросоюзе белорусское молоко никто не ждет, считает Виктор Маргелов.

— Мы можем сухое молоко в Китай отправить. Но проблема в том, что когда мы в Венесуэлу начали отправлять этот продукт, лишь два молочных комбината сумели пройти тест на качество. На мировом рынке требования к качеству высочайшие. Нужно хорошенько взвесить: какая цена будет этого молока на мировом рынке? Не будем ли мы опять в убыток себе продавать? Может, нам заняться чем-то более полезным, что принесет доход стране, чем производить то, что не можем продать?

zautra.by