Торговые сети: гиперугроза или ложная тревога?
Столичные предприниматели намерены инициировать принятие закона о гипермаркетах. Бурное развитие крупных торговых сетей тревожит отечественный бизнес.
— Надо защитить уже крупный бизнес от возможных поползновений, международного рейдерства. Какой бы ни был ты крупный торговец, тебя можно поглотить и уничтожить чисто экономическими методами, — заявил вчера во время пресс-конференции председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
По его мнению, именно закон о гипермаркетах позволит «гармонизировать бизнес» с учетом уже существующих в Беларуси крупных торговых сетей. Владимир Карягин предлагает при разработке этого законопроекта использовать опыт стран Евросоюза, где у государства есть эффективные механизмы регулирования деятельности гипермаркетов.
Действительно ли от гипермаркетов исходит опасность для отечественного бизнеса?
Эксперт: Никакой опасности нет!
Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман напоминает, что об угрозе захвата рынка крупными торговыми сетями забили тревогу еще в прошлом году.
— Тогда-то аналитики посмотрели на долю гипермаркетов в торговле, и оказалось, что она весьма невелика: меньше 15%. Хотя Минторг предлагал 20-22% как пороговое значение для развития сетей. Так что цифры свидетельствуют: никакой опасности нет! — отмечает эксперт.
Как считает Евгений Прейгерман, в ограничении бурного развития крупных торговых сетей заинтересованы мелкие конкуренты и государство.
— Торговые сети динамично развиваются, агрессивно завоевывают рынок. Розничная торговля опасается потерять свои преимущества и даже работу. В свою очередь Минторг не один раз заявлял, что эффективное развитие торговых сетей представляет угрозу отечественным производителям, которые не выдерживают конкуренции, — обращает внимание аналитик.
По его словам, опасаться следует не того, что кто-то эффективно развивается и занимает долю на рынке, а попыток ограничить конкурентов через законодательство.
Экономист: Сейчас белорусы отдают почти 20% своих расходов иностранному торговому капиталу
Руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико считает, что принятие закона о гипермаркетах будет началом борьбы против иностранного капитала.
— Крупный торговый капитал в Беларуси практически на 95%, если не больше, иностранный. Он претендует на 20% ВВП страны. Не всего, конечно, а того, который проходит очистку на потребительском рынке. Используя в идеальном случае 20-процентную наценку, можно получать огромный доход за счет движения товаров. Например, купить груши в Вильнюсе за 70 центов, а в Минске продать за один, а то и за два доллара за килограмм, — говорит экономист.
По его мнению, вину за сложившуюся ситуацию несут белорусские власти, которые не дали возможности развиваться национальному торговому капиталу.
— Власти буквально топтали ногами белорусский бизнес, поэтому сюда пришли иностранцы. Сейчас белорусы отдают практически 20% всех своих расходов иностранному торговому капиталу (на продукты, одежду и так далее). А власти делают вид, что это не имеет значения. Мало того, что предпринимателей загнали в угол свои собственные политики, так теперь их еще начинают бить иностранные торговые капиталисты, — подчеркивает глава «Стратегии».
Леонид Заико уверен, что Майдан белорусские предприниматели устраивать не будут. Вместо этого они предлагают принять закон о гипермаркетах.
— Но этот закон не поможет. Наши власти не понимают логику развития рынка, который не может перескочить через фазу развития. Не создав национальный капитал, не образовав свою армию торговцев, мы будем кормить торговцев чужих, — отмечает Леонид Заико.
zautra.by