В Европе заволновались, предвкушая наплыв белорусских нефтепродуктов
В текущем году в Западной Европе ожидают увеличения поставок белорусских нефтепродуктов. Тому причиной рост поставок российской нефти в Беларусь и уменьшение поставок моторного топлива на рынок Украины. Некоторые нефтетрейдеры сейчас, правда, ломают голову над тем, как сотрудничать с белорусскими компаниями, которые находятся под санкциями Запада.
Санкции правительства США в отношении ряда предприятий концерна "Белнефтехим" и запрет ЕС на торговлю с компаниями из Беларуси, которые считаются близкими с белорусским режимом, привели к тому, что некоторые из крупных западных игроков уже несколько лет воздерживаются от покупок белорусских нефтепродуктов.
Оливье Лежен из американского агентства Platts полагает, что то, что до сих пор казалось небольшой головной болью, обернулось более крупной проблемой после того, как выяснилось, что Беларусь в ближайшие месяцы намерена экспортировать в Европу большие объемы – в первую очередь дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы.
Трейдеры считают, что поставки нефтепродуктов (в частности, дизтоплива) из Беларуси в Западную Европу могут существенно вырасти, т.к. основной покупатель белорусских продуктов, Украина, собирается вводить в строй собственные перерабатывающие мощности и импортировать в меньших объемах. Плюс ко всему нефтеперерабатывающие заводы Беларуси в 2014 году могут увеличить на 2 млн тонн объем переработки нефти по сравнению с прошлым годом. Россия на первое полугодие выделила оптимистический объем в 11,5 млн т.
На рынке существуют разные взгляды относительно белорусского вопроса и проблемы покупки белорусских продуктов, так как некоторые европейские компании вовсе не против приобретать дизтопливо в Беларуси, в то время как некоторые другие компании, в основном американские – категорически против этого. Ситуация становится еще более запутанной, если учитывать, что многие европейские компании посчитали, что в этом вопросе законодательство США распространяется и на них, и потому избегают иметь дело с белорусским дизелем, пишет в своем блоге Оливье Лежен из Platts. По его словам, среди всей этой неразберихи торговые и посреднические фирмы имели гораздо большие возможности для покупки и последующей перепродажи белорусского моторного топлива, чем крупные игроки на рынке.
Стоит отметить, что в прошлом году Беларусь сократила экспорт нефтепродуктов в ряд стран Евросоюза. Согласно данным официальной статистики, за 9 месяцев 2013 года наибольший объем нефтепродуктов был поставлен в Нидерланды – 4,7 млн тонн на 3,1 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года экспорт нефтепродуктов в Голландию снизился на 35%. Просели поставки в Латвию почти в 6 раз до 267 млн долларов. Впрочем, поставки в другие страны европейского региона смогли несколько компенсировать эти провалы. Так, в Италию поставки увеличились с 453 млн до 718 млн долларов. Также положительная динамика наблюдалась и в торговле с Великобританией – с 328 млн до 711 млн долларов.
Украина – второй крупнейший импортер белорусских нефтепродуктов после стран ЕС. В минувшем году поставки топлива из Беларуси сократились на 40% — до 2,272 млрд долларов, говорится в сообщении Министерства доходов и сборов Украины. С 2007 по 2012 г. поставки нефтепродуктов из Беларуси росли в среднем на 20?30?% ежегодно.
По итогам прошлого года белорусский бензин занял 30% импорта. В 2012 г. доля Беларуси на этом рынке составляла 50%. Потребление дизеля, в отличие от бензина, в прошлом году росло, одна из причин этой тенденции — рост популярности машин с дизельными двигателями. Но Беларусь не сумела воспользоваться благоприятной ситуацией — в 2013 г. поставки топлива из этой страны сократились на 10 п.п. — до 45% импорта. При этом поставки из России увеличились с 27% до 40% в структуре импорта.
В число крупнейших импортеров белорусских нефтепродуктов по итогам прошлого года вошла и Россия. Объем поставок белорусских нефтепродуктов в РФ в январе-сентябре 2013 года в стоимостном выражении вырос в 4 раза до 761 млн долларов.
Падение поставок нефтепродуктов в ЕС и сокращение экспорта в Украину связано с прекращением поставок на эти рынки биодизеля и растворителей, которые были заблокированы Россией во второй половине 2012 года.
Впрочем, гендиректор украинской "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн полагает, что одна из ключевых причин, почему в 2013 году доля Беларуси на рынке моторного топлива Украины сильно просела, все же активизация российских компаний и их представителей на рынке. "Они нарастили поставки и вытеснили белорусский ресурс. Рынок, ничего не поделаешь. Ну и не надо забывать, что Мозырьский НПЗ, с которого нефтепродукты поставляются в Украину, был на длительном ремонте в 2013 году", - сказал Куюн в комментарии для TUT.BY.
Россия стала закупать больше нефтепродуктов в Беларуси для своего внутреннего рынка, а также для продаж и поставок в Украину, отмечает руководитель украинской сети АЗС WOG Сергей Корецкий. "Таким образом, Россия пытается контролировать потоки нефтепродуктов", — сказал он "Капиталу".
В 2014 году "Роснефть" планирует запустить Лисичанский НПЗ, продукты нефтепереработки которого вытеснят с рынка импортные аналоги, предполагает Куюн. При этом он говорит, что развитие событий во многом будет зависеть от политической ситуации в Украине.
В спецэкспортере "Белорусской нефтяной компании" утверждают, что "белорусское топливо высокого качества и всегда пользуется спросом в Европе". О каких-либо сомнениях западных нефтетрейдеров в БНК не слышали.
Один из нефтетрейдеров, с которым побеседовал TUT.BY, утверждает, что "известные игроки типа Trafigura или Gunvor [, совладельцем которой является "друг Путина" Геннадий Тимченко,] не чурались работать с белорусским ресурсом, а чтобы не попасть под какие-то санкции давно найдены обходные пути". "Здесь скорее следует говорить о том, что возможное, подчеркну, возможное увеличение поставок нефтепродуктов из Беларуси обострит конкуренцию на европейском рынке, чего бы отдельным трейдером не хотелось", - сказал эксперт.
tut.by