У белорусских дальнобойщиков высокая валютная выручка, но маленькая рентабельность
Как ни странно, но значительную часть валютной выручки для Беларуси приносят грузоперевозки. Однако в последнее время в этой отрасли наметились серьезные изменения, препятствующие нормальной работе. Более подробно о проблемах в сфере грузоперевозок шел разговор на пресс-конференции членов ассоциации международных автоперевозчиков.
В прошедшем 2013 году экспорт услуг автомобильного транспорта в Республике Беларусь вырос на 11,6% и доля грузоперевозок составила 97%, в денежном эквиваленте – 1,103 миллиарда долларов. Стоит отметить, что для Беларуси это второе по объему положительное сальдо после трубопроводного транспорта. Международные перевозки составляют 25% от общего положительного сальдо Беларуси в сфере услуг. За 2013 год выручка в долларовом эквиваленте составила 1,2 миллиарда рублей, налогов в бюджет было выплачено на сумму чуть более 1 триллиона рублей.
Что касается сложностей, то они связаны с ростом затрат на перевозки. В значительной степени увеличились расходы на топливо (более чем на 25%), выросли также дорожные сборы. Данное положение дел также усугубляется необходимостью уплаты госпошлины, а также утилизационного сбора. Кроме того, значительную часть расходов составляют заработные платы водителей. Многие белорусы, являющиеся гражданами Беларуси, уехали работать в соседние страны – Литву, Латвию, Россию, Польшу. На этом фоне владельцам грузового транспорта приходится поднимать уровень зарплаты. И это в значительной мере сократило рентабельность белорусских грузоперевозчиков. Если в 2012 году рентабельность составляла 5,4%, то в 2013 показатель не превысил 2,8%.
Все эти события негативно повлияли на развитие и модернизацию компаний, занимающихся грузоперевозками. На белорусских грузоперевозках также отразилась непростая ситуация в Украине. Перевозки усложняются из-за того, что приходится объезжать территорию Украины.