У белорусских предпринимателей романтические представления о будущем
В Беларуси впервые определен индекс делового оптимизма (ИДО), который показал, что частному бизнесу свойственен умеренный скептицизм. Его представители склонны придерживаться стратегии выжидания.
— Предприниматели давали оценку прошедшему периоду (последние полгода до опроса – ред.), который характеризовался колоссальным изъятием оборотных средств, потрясениями для бизнеса, падением покупательной способности населения, — сказал на презентации исследования председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Оценки прошедшего периода были жесткие и крайне негативные. А будущее предприниматели оценивают значительно лучше, чем прошлое.
«Черная полоса» находится на безопасном расстоянии
Индекс делового оптимизма в Беларуси измерялся впервые. Шкала индекса содержала пять категорий: «Депрессия в рецессии. Стратегия спасения от развала», «Устойчивый пессимизм. Стратегия выживания», «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания», «Неуверенный оптимизм. Стратегия роста на старом потенциале» и «Обоснованная уверенность. Стратегия модернизации и развития».
— Мы получили результат, который отражает ситуацию, — считает директор Центра социологических и политических исследований Белгосуниверситета, доктор социологических наук Давид Ротман.
Согласно полученным данным, индекс делового оптимизма находится в рамках третьей категории — «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания». Это означает, что малый и средний бизнес не на подъеме, но «черная» полоса неудач и разочарований для большинства его представителей находится на безопасном расстоянии.
В отдельных секторах и на сегментах рынка даже наблюдается рост новых заказов. Устойчив уровень физического объема производства и продаж. При этом малый и средний бизнес редко рассматривает планы расширения и выхода на новые рынки. Доминирует стратегия выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточить работу со своими клиентами.
По мнению руководителя Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия» Ярослава Романчука, бизнес сумел выйти из стратегии спасения и развала и из стратегии выживания.
— Выжидание же может вылиться в пессимизм либо в оптимизм в зависимости от того, как будут решаться вопросы делового климата, — считает экономист.
Предпринимателей беспокоит, например, планируемое повышение налогов. Нет глубокого понимания того, на каком месте находится Беларусь по качеству деловой системы
— Выжидание — это еще не бегство, но, безусловно, и не развитие, которое мы получили бы, если бы правительство более адекватно реагировало на эти вызовы, — считает Ярослав Романчук.
Особой радости от перспектив работы экономики у предпринимателей нет
На вопрос «Изменится ли состояние белорусской экономики в ближайшее полгода?» ответы распределились так:
Значительно улучшится |
1,4% |
Несколько улучшится |
21,3% |
Не изменится (останется таким же) |
28,3% |
Несколько ухудшится |
24,5% |
Значительно ухудшится |
11,7% |
Затрудняюсь ответить |
12,8% |
В то же время не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка. Возможные изменения состояния собственного бизнеса в ближайшие годы участники опроса оценили так:
Значительно улучшится |
5,3%% |
Несколько улучшится |
38,7% |
Не изменится (останется таким же) |
26,7% |
Несколько ухудшится |
13,8% |
Значительно ухудшится |
4,2% |
Затрудняюсь ответить |
11,2% |
Большинство предпринимателей рассчитывают, что в ближайшие полгода такие факторы, как появление новых клиентов, производство товаров и услуг, выручка изменятся к лучшему или останутся без изменения.
Изменятся к лучшему |
Останутся без изменения |
Изменятся к худшему |
|
Новых клиентов и услуг |
42,9% |
41,5% |
15,6% |
Производства товаров и услуг |
38,9% |
45,5% |
15,6% |
Занятости (численность рабочих) |
21,9% |
67,6% |
10,5% |
Выручки |
44,9% |
36,2% |
19% |
Доступа к финансовым ресурсам |
18% |
69,2% |
12,8% |
— Есть у предпринимателей романтические представления о будущем, — замечает Владимир Карягин.
Насколько оправдается прогноз, покажет исследование ИДО, которое будет проведено осенью 2012 года.
Справка «Завтра твоей страны»
В ходе измерения ИДО было опрошено 506 человек. Опрос предпринимателей в течение мая 2012 года проводили региональные бизнес-ассоциации. Расчеты и и интерпретацию результатов анкетирования подготовили сотрудники Центра социологических и политических исследований Белгосуниверситета и Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия».
zautra.by