У белорусских предпринимателей романтические представления о будущем

В Беларуси впервые определен индекс делового оптимизма (ИДО), который показал, что частному бизнесу свойственен умеренный скептицизм. Его представители склонны придерживаться стратегии выжидания.

— Предприниматели давали оценку прошедшему периоду (последние полгода до опроса – ред.), который характеризовался колоссальным изъятием оборотных средств, потрясениями для бизнеса, падением покупательной способности населения, — сказал на презентации исследования председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Оценки прошедшего периода были жесткие и крайне негативные. А будущее предприниматели оценивают значительно лучше, чем прошлое.


«Черная полоса» находится на безопасном расстоянии

Индекс делового оптимизма в Беларуси измерялся впервые. Шкала индекса содержала пять категорий: «Депрессия в рецессии. Стратегия спасения от развала», «Устойчивый пессимизм. Стратегия выживания», «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания», «Неуверенный оптимизм. Стратегия роста на старом потенциале» и «Обоснованная уверенность. Стратегия модернизации и развития».

— Мы получили результат, который отражает ситуацию, — считает директор Центра социологических и политических исследований Белгосуниверситета, доктор социологических наук Давид Ротман.

Согласно полученным данным, индекс делового оптимизма находится в рамках третьей категории — «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания». Это означает, что малый и средний бизнес не на подъеме, но «черная» полоса неудач и разочарований для большинства его представителей находится на безопасном расстоянии.

В отдельных секторах и на сегментах рынка даже наблюдается рост новых заказов. Устойчив уровень физического объема производства и продаж. При этом малый и средний бизнес редко рассматривает планы расширения и выхода на новые рынки. Доминирует стратегия выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточить работу со своими клиентами.

По мнению руководителя Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия» Ярослава Романчука, бизнес сумел выйти из стратегии спасения и развала и из стратегии выживания.

— Выжидание же может вылиться в пессимизм либо в оптимизм в зависимости от того, как будут решаться вопросы делового климата, — считает экономист.

Предпринимателей беспокоит, например, планируемое повышение налогов. Нет глубокого понимания того, на каком месте находится Беларусь по качеству деловой системы

— Выжидание — это еще не бегство, но, безусловно, и не развитие, которое мы получили бы, если бы правительство более адекватно реагировало на эти вызовы, — считает Ярослав Романчук.

 

Особой радости от перспектив работы экономики у предпринимателей нет

На вопрос «Изменится ли состояние белорусской экономики в ближайшее полгода?» ответы распределились так:

Значительно улучшится

1,4%

Несколько улучшится

21,3%

Не изменится (останется таким же)

28,3%

Несколько ухудшится

24,5%

Значительно ухудшится

11,7%

Затрудняюсь ответить

12,8%

В то же время не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка. Возможные изменения состояния собственного бизнеса в ближайшие годы участники опроса оценили так:

Значительно улучшится

5,3%%

Несколько улучшится

38,7%

Не изменится (останется таким же)

26,7%

Несколько ухудшится

13,8%

Значительно ухудшится

4,2%

Затрудняюсь ответить

11,2%

Большинство предпринимателей рассчитывают, что в ближайшие полгода такие факторы, как появление новых клиентов, производство товаров и услуг, выручка изменятся к лучшему или останутся без изменения.

 

Изменятся к лучшему

Останутся без изменения

Изменятся к худшему

Новых клиентов и услуг

42,9%

41,5%

15,6%

Производства товаров и услуг

38,9%

45,5%

15,6%

Занятости (численность рабочих)

21,9%

67,6%

10,5%

Выручки

44,9%

36,2%

19%

Доступа к финансовым ресурсам

18%

69,2%

12,8%

 

— Есть у предпринимателей романтические представления о будущем, — замечает Владимир Карягин.

Насколько оправдается прогноз, покажет исследование ИДО, которое будет проведено осенью 2012 года.


Справка «Завтра твоей страны»

В ходе измерения ИДО было опрошено 506 человек. Опрос предпринимателей в течение мая 2012 года проводили региональные бизнес-ассоциации. Расчеты и и интерпретацию результатов анкетирования подготовили сотрудники Центра социологических и политических исследований Белгосуниверситета и Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия».
zautra.by