Аналитик: Еврозона сползает в новую фазу рецессии
Охваченная долговым кризисом еврозона медленно, но верно сползает в новую фазу рецессии, которая в силу накопленных структурных дисбалансов и перекосов в экономиках и финансовой системе стран-членов валютного союза рискует оказаться гораздо масштабней кризиса 2008 года. Такое мнение высказывает старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский.
Как напоминает эксперт, буквально за период с начала 2011 года темпы роста экономики еврозоны сжались с 2,5% до 0,7%, прирост промышленного производства на 7,3% сменился спадом на 1,8%, скачок новых заказов в промышленности на 21,3% сменился обвалом на 3,3%, а уровень безработицы подскочил с 9,9% до рекордных за всю историю существования еврозоны 10,9%.
"И это при том, что уже много лет бюджетные дефициты в еврозоне не опускаются ниже 6,5% ВВП, госдолг зашкаливает за 85,1% ВВП, дефицит счета текущих операций не поднимается выше -0,4% ВВП, индексы потребительской уверенности приближаются к минимальным отметкам с 2008 года (-19,9 пункта), а значения основных индикаторов деловой активности в промышленности (46 пунктов) и сфере услуг (47,9 пунктов) сигнализируют об ускорении спада в экономике", — говорится в комментарии Жуковского.
По его словам, "разразившийся в еврозоне долговой кризис суверенных заемщиков, плавно переросший в финансово-экономический и политический кризис, является отражением глубинного, системного кризиса всей модели европейской интеграции, носившей ярко выраженный колониальный характер и реализовывавшейся в интересах крупных западноевропейских корпораций, международных банков и брюссельской партийной номенклатуры".
"Основная проблема европейской периферии состоит отнюдь не в высоких бюджетных дефицитах и избыточной долговой нагрузке – в конце концов, в США государственный долг превышает 105% ВВП, а бюджетные дефициты уже 3 года не опускаются ниже 10% ВВП. Япония много лет живет с годолгом в 220% ВВП и бюджетными дефицитами в 7,5-8% ВВП. Если абстрагироваться от военно-политического фактора и возможностей средств массовой пропаганды, то основное отличие Греции, Португалии и прочей европейской периферии состоит в том, что они просто не имеют источников для существования – они не имеют конкурентоспособных производств, и им просто нечем обслуживать свои долговые обязательства. Масштабная деиндустриализация, упадок обрабатывающих производств и переориентация на сферу услуг, наступившие после вступления в Евросоюз и экономической колонизации со стороны западноевропейских промышленных гигантов, лишили их возможности производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции для общеевропейского рынка. А туризм, ресторанный бизнес и прочая сфера услуг ориентированы на обслуживание внешнего спроса туристов и даже чисто теоретически не способны компенсировать потерю рабочих мест и прибылей от упадка в промышленности", — полагает аналитик.
На его взгляд, "даже новый широко разрекламированный проект европейских элит по спасению еврозоны на 200 млрд евро, именуемый вторым "Планом Маршалла", не способен разрешить глубинные противоречия европейской интеграции". "Европейской периферии требуется новая мощная реиндустриализация на базе новых высоких технологий и развития научно-технического потенциала, которая позволила бы вырваться из состояния производственного и технологического упадка, возродить наукоемкие отрасли, а также преодолеть состояние феодальной раздробленности. Вместо этого мы видим бездумное урезание бюджетных дефицитов в лучших традициях России времен "либерального погрома" 1990-х годов, которое лишь усугубляет инвестиционный кризис, увеличивает глубину обвала в промышленности и экономике, провоцирует деградацию производства и научно-технического потенциала, а также разрушает межотраслевые связи создания добавленной стоимости", — подчеркивает эксперт.
Судя по всему, предполагает он, европейским наднациональным элитам "гораздо проще окунуть в архаику и средневековую раздробленность половину Старого Света, чем ограничить аппетиты глобальных монополий и транснациональных банков".
"Проект европейской интеграции в том виде, в котором мы знали его на протяжении последних 40 лет, себя полностью исчерпал и столкнулся с изначально заложенными в него преградами. Однако наднациональный европейский управляющий класс в лице крупнейших европейских банков и промышленных монополий, а также контролируемых ими евробюрократов, как огня боится развала еврозоны и единого экономического пространства", — убежден Жуковский.
Между тем, подытоживает он, "транснациональные корпорации и международные банки годами боролись за создание единого рынка сбыта и беспрепятственный доступ на перспективные рынки Восточной Европы, и они меньше всего заинтересованы в фрагментации Старого Света и возврата ряда стран к политике протекционизма".
Росбалт