Позарится ли бизнес на сельскую прописку?

Декрет № 6 предоставляет предпринимателям в регионах беспрецедентные льготы. Но есть ли в провинции серьезный частный бизнес или вся надежда на приход частного капитала из крупных городов? И при каких условиях государству удастся заманить богатых бизнесменов на село и вовлечь их в развитие региональной экономики?


В регионах дефицит кадров, идей и капиталов

— Развитие частного предпринимательства в сельской местности — это сейчас суперпроблема, — отмечает председатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов. — В том числе и потому, что существует дефицит грамотных специалистов.

Даже в крупных городах с кадрами складывается непростая ситуация.

— В составе нашего союза есть хорошо работающее, вполне современное предприятие. Но директору более 70 лет — пора на заслуженный отдых, — приводит пример лидер предпринимателей. — Он хотел бы передать дела, но уже несколько лет безуспешно ищет достойную замену. В итоге собирается просто закрывать производство.

По словам Виктора Маргелова, в регионах еще больший дефицит кадров, идей и капиталов. Если в Минске и в областных центрах начинающий бизнесмен имеет определенный шанс найти людей, у которых есть деньги, идеи, необходимые знания, может получить помощь с первоначальным капиталом и бизнес-планом, то в регионах все это намного сложнее.

Вот почему предприниматели в провинции хорошо освоили лишь торговлю одеждой на местных рынках и в какой-то мере сферу общепита. А в сферу услуг идут с большим трудом.

— Насчет производства и говорить не стоит, — убежден Виктор Маргелов. — Частный бизнес в этой сфере — огромная редкость. Этим занимаются самородки. С другой стороны, зачем им мучиться с частным производством? Талантливые люди востребованы и на местных государственных предприятиях, и в органах госуправления.


Эксперт: Вряд ли парень из маленького городка примется возводить завод

Доля малых предприятий, работающих в сельской местности, составляет пока около 3% от их общего количества. Наиболее перспективным, по мнению Виктора Маргелова, будет эффективное взаимодействие бизнеса из столицы и других крупных городов с теми предпринимателями, кто успешно работает в регионах. Местные бизнесмены могут стать менеджерами среднего или низшего звена на таких предприятиях. Впрочем, они способны занять и более высокие, но относительно простые, должности.

— В регионах не хватает тех, кто может возглавить бизнес — нет собственного опыта и учиться негде, — поясняет Виктор Маргелов. — Именно сочетание усилий города и села даст больше результатов, чем надежда, что парень из маленького городка возьмется за строительство завода.

По прогнозам руководителя бизнес-союза, вполне можно ожидать некоторого перетока капитала и бизнеса в регионы. Хотя, по мнению Виктора Маргелова, с такими решениями, что содержатся в декрете, власти запоздали как минимум на 10 лет.

— Сколько разрушилось за это время неиспользованной недвижимости! Во многих регионах промышленность останавливалась, рабочие деградировали. Сейчас очень сложно найти людей, которые что-то реально могут делать, — сокрушается лидер предпринимателей.


Бизнес надеется сэкономить на налогах, государство — заработать на торговом обороте

По мнению эксперта, декрет носит скорее политико-экономический характер. Если бы такие меры были приняты хотя бы в 2011 году, то это в определенной мере позволило бы заявлять на всех уровнях (вплоть до международной экономической арены) о том, какие полезные меры белорусские власти принимают для благоприятного развития бизнес-среды.

Как много предпринимателей выигрывают в результате принятия декрета — вопрос пока открытый. Многие вещи в документе указаны довольно размыто, отмечает руководитель группы профессиональных консультантов и руководитель проекта Jurgroup.com Владимир Несмашный. Например, льготы касаются организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории малых городов и населенных пунктов.

— Но критерии отнесения к такой территории пока не определены, — обращает внимание юрист.

Субъекты хозяйствования в малых населенных пунктах смогут сэкономить на налогах. Это должно способствовать повышению капитализации и экономической отдачи этих территорий, росту занятости населения. Сейчас экономика регионов характеризуется низким уровнем зарплаты и достаточно относительной занятостью населения.

Государство хочет создавать рабочие места, чтобы, в том числе наращивать ВВП и по всей стране. Ожидается, что в целом поступления от налогов должны вырасти из-за увеличения торгового оборота. Ведь те, у кого есть налоговые льготы, работают с теми, кто все налоги платит.

Действие декрета не распространяется на тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Также освобождение от подоходного налога на семь лет фактически может получить только индивидуальный предприниматель, который использует общую систему налогообложения. Ведь когда юридическое лицо выплачивает зарплату, то плательщиком налогов на самом деле является не компания-наниматель, а физическое лицо. Компания выступает только в качестве налогового агента. Получается, подоходный налог с зарплаты будут платить, как и раньше, считает эксперт.

-- Остается надеяться, что исполнение, а главное контроль за исполнением этого декрета (как и любого хорошего нормативного акта), на местах не станет очередным пугалом для тех, кто попытается его применять, — говорит Владимир Несмашный.


Деловую активность будут «подогревать» сверху

Советник Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси Валерий Фадеев признает, что предоставляемые декретом льготы очень серьезные и даже беспрецедентные.

Декрет позволит региональному бизнесу высвободить средства и направить их на развитие. Ведь, кроме налоговых льгот, предпринимателей освобождают от платы за выдачу лицензий, отменяется продажа права аренды на земельные участки, где располагается купленная недвижимость. Все это серьезные расходы, особенно чувствительные на начальной стадии бизнеса.

Такие точечные решения можно приветствовать, но станут ли они мощным стимулом для развития производства в сельской местности? Пока остается нерешенным самый важный вопрос — о радикальной реформе деловой среды.

— Надо реформировать налоговую, административную системы, снять барьеры, обеспечить стабильность законодательства, — перечисляет эксперт.

Валерий Фадеев считает, что декрет № 6 является определенным шагом на пути формирования условий для развития бизнеса в сельской местности и в малых поселениях. Но с другой стороны, должна улучшаться общая обстановка.

— Рост деловой активности на местах непосредственно зависит и от реформы местного самоуправления, — полагает представитель МФК.

Пока же основные решения, в том числе и по регионам, принимаются только на республиканском уровне.

zautra.by