Минск вслед за Киевом хочет раскошелить Москву
Ключевые вопросы двусторонних отношений Беларуси и России традиционно решаются в предновогодние дни, почему-то раньше, несмотря на союзнические отношения, это сделать не получается. Так и в этом году: за десять дней до нового года Москва и Минск на уровне правительств обсуждают условия поставок нефти, на следующей неделе за стол переговоров сядут первые лица двух стран. Речь, скорее всего, пойдет о деньгах.
Природа финансовых проблем Беларуси
На минувшей неделе, 13 декабря, белорусские и российские чиновники уже встречались в Москве во время заседания союзного Совмина. По итогам заседания премьер-министр России Дмитрий Медведев с грустью отмечал, что товарооборот между двумя странами сократился на 11% по сравнению с прошлым годом.
Следует отметить, этот фактор является во многом причиной тех финансовых проблем, с которыми столкнулась Беларусь в текущем году. Дело в том, что сокращение товарооборота произошло по двум важным направлениям, которые отрицательно сказались на величине валютной (экспортной) выручки Беларуси в текущем году.
О чем идет речь? На союзном Совмине, как удалось выяснить БелаПАН, стороны констатировали, что сокращение товарооборота на 11% произошло во многом в результате уменьшения экспорта российских нефтепродуктов в Беларусь. Для справки: если в январе-сентябре 2012-го Россия поставила в нашу страну 8,38 млн. тонн нефтепродуктов, то за аналогичный период текущего года — менее 100 тыс. тонн.
Резкое падение поставок нефтепродуктов в Беларусь обусловлено прекращением пресловутого «растворительного» бизнеса. Напомним, российские нефтепродукты в этом бизнесе белорусская сторона использовала в качестве сырья для производства так называемых «растворителей», которые экспортировались на Запад.
Однако Кремль стал подозревать Минск в том, что белорусская сторона использовала «растворительный» бизнес, чтобы не уплачивать в российский бюджет вывозную пошлину от экспорта нефтепродуктов. По настоянию российского руководства Беларуси пришлось свернуть этот бизнес, а это неизбежно привело и к резкому сокращению поставок российских нефтепродуктов в Беларусь.
Кстати, в результате прекращения «растворительного» бизнеса экспорт белорусских «растворителей и материалов смазочных» в страны Запада сдулся — почти на 3,8 млрд. долларов в январе-сентябре 2013-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вторая причина, которая привела к сокращению белорусско-российского товарооборота в текущем году — значительное уменьшение поставок белорусской техники в Россию.
Так, по данным за январь-сентябрь 2013 г. закупки Россией из Беларуси грузовых автомобилей сократились в физическом выражении на 32,4% (по стоимости — на 30%), автобусов — на 13,1% (по стоимости — 14,5%). В денежном выражении только в результате сокращения экспорта грузовых автомобилей в Россию Беларусь недополучила около 270 млн. долларов.
Таким образом, сокращение товарооборота с Россией на 11% являлось цифровым выражением серьезных проблем, с которыми столкнулась в текущем году Беларусь.
К слову, валютная выручка Беларуси в январе-октябре 2013 года уменьшилась на фоне прекращения «растворительного» бизнеса и сокращения экспорта грузовой техники на 6,5 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Белорусская стабильность в руках России
Сокращение валютной выручки вызвало ухудшение платежного баланса Беларуси. Дефицит счета текущих операций Беларуси составил по итогам января-сентября более 4,8 млрд. долларов, по году Минэкономики прогнозирует увеличение этого дефицита до 6,3 млрд. долларов.
Финансовые проблемы Беларуси выражаются также и в том, что спрос на валюту ежемесячно превышает предложение, золотовалютные резервы на этом фоне продолжают таять. В общем, чтобы избежать проблем на валютном рынке, Беларусь сегодня остро нуждается во внешнем финансировании.
«Потребность во внешнем финансировании очень велика — причем не только в плане объемов, но и с точки зрения срочности», — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Эксперт считает, что при неизменности нынешней экономической модели основным каналом привлечения финансовых ресурсов в страну будет оставаться Россия.
«Если мы готовы менять эту модель, проводить структурные реформы, то появится большой набор опций в плане привлечения финансирования — это и кредиты МВФ, и возможная помощь со стороны ЕС, и более выгодные условия размещения евробондов. Если ничего не меняется — возможности привлечения финансирования будут ограничены, и Россия будет оставаться основным источником ресурсов для Беларуси», — полагает Дмитрий Крук.
Учитывая, что менять экономическую модель официальный Минск пока не планирует, рассчитывать приходится только на российские деньги. И скорее всего, именно о них и пойдет речь на следующей неделе, когда по случаю заседания Высшего госсовета Союзного государства встретятся Александр Лукашенко и Владимир Путин.
По мнению экспертов, вероятность того, что Москва таки окажет в том или ином виде финансовую поддержку Беларуси, высока.
«Ситуация в белорусской экономике не дает поводов для оптимизма, поэтому Россия, скорее всего, пойдет на оказание финансовой поддержки Беларуси», — полагает старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) Денис Мельянцов.
Эксперт напоминает, что Россия на этой неделе приняла решение, исходя из геополитических интересов, предоставить ресурсную поддержку Украине в размере 15 млрд. долларов. На этом же основании, считает аналитик, может быть предоставлена и финансовая поддержка Беларуси.
«Российское руководство серьезно заинтересовано в сохранении видимости успеха первых шагов интеграции, поэтому будет поддерживать белорусскую экономику на плаву. В дефолте Беларуси Россия точно не заинтересована. Поэтому, я думаю, шансы получить российскую поддержку велики, несмотря на то, что Москва отвлекла значительные ресурсы на оказание помощи Украине», — считает Денис Мельянцов.
В то же время эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич считает, что потепление российско-украинских отношений ослабит переговорную позицию Минска в диалоге с Москвой.
«Сегодня появляется конкуренция за российские ресурсы в лице Украины. Такое развитие событий весьма дискомфортно для Беларуси. В этих условиях белорусскому руководству нужно предпринимать какие-то шаги для того, чтобы выпросить деньги у России», — полагает Карбалевич.
По мнению политолога, в обмен на финансовую поддержку Кремль будет настаивать на благоприятном решении ряда вопросов.
«Москва попросит дать возможность российскому капиталу приватизировать белорусские предприятия или, как минимум, будет настаивать на создании совместных проектов в промышленном секторе. Кстати, этот вопрос Россия увязывает сегодня с объемами поставок нефти в Беларусь», — констатирует Валерий Карбалевич.
Вторая группа российских интересов на белорусском направлении связана с военно-политическим сотрудничеством. «Уже появились российские самолеты в Беларуси, на повестке дня вопрос об авиабазе. Россия хочет видеть Беларусь своим военным плацдармом», — убежден политолог.
Россия также заинтересована, продолжает эксперт, чтобы Минск всячески поддерживал интеграционные инициативы.
«Москве важно активное участие Беларуси в евразийской интеграции, чтобы белорусское руководство не тормозило этот процесс и не ставило вопросов, так как этот проект очень важен для российского руководства», — резюмировал Валерий Карбалевич.
Учитывая, что деньги белорусскому руководству сегодня очень нужны, на вышеперечисленные уступки официальный Минск вынужден будет пойти. Потому что без внешнего финансирования обеспечить стабильность в предвыборный, 2014-й, год не получится.
Naviny.by