Объединение МАЗа и КамАЗа: Лукашенко опять дал задний ход?
Какой будет реакция Кремля, если глава белорусского государства затормозит проект?
Холдинг МАЗ-КамАЗ, который планировалось создать уже в первой половине 2014 года, вновь оказался под огнем критики Александра Лукашенко.
Семашко обещает, Лукашенко опровергает?
Во время встречи с губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым Александр Лукашенко высказал негативное отношение к слиянию МАЗа и КамАЗа.
— А если какой-то интерес проявляет большой начальник к нашему предприятию и обуславливает это тем, что нам надо объединиться, чтобы бороться… Против кого бороться? У нас один рынок. Мы его можем без обмена акциями предприятий поделить, если уж на то пошло, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Это заявление Лукашенко ставит под сомнение планы белорусского правительства создать в первой половине 2014 годахолдинг МАЗ-КамАЗ. В частности, 17 декабря 2013 года, на заседании Президиума Совета министров первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил:
— Я считаю, что у нас есть шансы в первом полугодии следующего года создать совместную структуру, которая условно пока называется «Росбелавто».
По словам Семашко, этот проект предполагает создание холдинговой структуры путем передачи ей соответствующих пакетов акций обеих компаний: 75% плюс одну акцию передаст МАЗ и 49,9% — КамАЗ.
Бывший президент концерна «Амкодор», экономист Василий Шлындиков не исключает, что процесс объединения МАЗа и КамАЗа действительно могут затормозить по инициативе белоруской стороны.
— Действия Лукашенко трудно прогнозировать. Но вполне возможно, что он запретил объединяться с КамАЗом. Однако если Кремль начнет сильно давить, то придется отдать МАЗ. У белорусского руководства сейчас не та ситуация, когда можно диктовать свои условия Москве, — считает экономист.
По его словам, Минскому автозаводу слияние с КамАЗом не сулит никакой выгоды.
— Сомневаюсь, что у КамАЗа есть средства на модернизацию МАЗа и освоение новых рынков сбыта. Все это пустые обещания с российской стороны. На мой взгляд, цель КамАЗа забрать под свой контроль белорусского конкурента и освободить для себя нишу на рынке, — предполагает эксперт.
Оптимальный вариант для МАЗа, как считает экономист, искать западного инвестора, у которого есть не только деньги, но исовременные технологии.
— Но в нынешней ситуации к нам западный инвестор не пойдет. Нет гарантий и механизма защиты капиталов. Остается только ждать улучшения инвестиционного климата, — отмечает Василий Шлындиков.
МАЗ стоит на ручном тормозе
Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман напоминает, что глава белорусского государства и раньше не поддерживал идею объединения МАЗа и КамАЗа.
— Не думаю, что Лукашенко в декабре прошлого вдруг поменял мнение и дал добро на создание холдинга «Росбелавто». Просто тогда нужно было выторговать у Кремля кредиты.Вот накануне встречи на высшем уровне и было заявлено о готовности объединить МАЗ с КамАЗом. Но сейчас, когдадоговоренность о кредитах достигнута, Лукашенко будет затягивать реализацию этого проекта, — считает эксперт.
По его мнению, не стоит ожидать жесткой реакции Кремля на такие уловки главы Беларуси.
— Со стороны российского руководства, скорее всего, будет попытка сузить возможности Лукашенко для маневра. Возможно, как и в случае с поставками нефти, кредиты будут выдавать порциями. Хотя это не очень эффективный способ давления на официальный Минск. К примеру, кредиты ЕврАзЭС Беларусь получала исправно, не выполняя условий. Только последний транш сейчас завис, — подчеркивает аналитик.
Как считает Евгений Прейгерман, официальный белорусский лидер попытается как можно дольше тянуть с объединением МАЗа с КамАЗом.
— Для Лукашенко торговля с Кремлем — постоянный процесс. Он будет до последнего оттягивать слияние или продажу предприятий. Правда, если деньги понадобятся позарез, то, как в случае с Белтрансгазом, глава государства пожертвует активами крупнейших предприятий,— прогнозирует эксперт.
По его словам, МАЗ от объединения с КамАЗом не выиграет. В то же время не стоит затягивать процесс приватизации автозавода.
— Схема объединения с КамАЗом — непрозрачная, — констатирует эксперт. — Ясно одно: это не тот инвестор, который принесет новые технологии, деньги на модернизацию. Но МАЗу нужны инвестиции, современные технологии и рынки сбыта. У государства нет ни ресурсов для поддержки предприятия, ни даже стратегического плана.
В этом смысле ситуация с МАЗом, как отмечает Евгений Прейгерман,типичная для всей страны. Его совет руководству Беларуси: надо определяться с инвесторами в экономику, а не держать госпредприятия в подвешенном состоянии.
zautra.by