Бизнес раз в полгода будет показывать правительству зеркало

В апреле стартует социологическое исследование, цель которого — узнать, что думают владельцы белорусских предприятий об условиях ведения бизнеса в стране. По мнению делового сообщества, результаты соцопросов станут своего рода зеркалом, которое будет отражать реакцию бизнесменов на действия правительства. Пока, несмотря на стабильность белорусского рубля, бизнес не очень-то доволен условиями хозяйственной деятельности.


Градусник бизнес-климата

Показателем, который будет отражать настроения белорусского бизнеса, станет так называемый индекс делового оптимизма. Такие индексы регулярно публикуются в США, Великобритании и Германии, где они создаются ассоциациями бизнесменов.

Белорусский индекс будет определяться путем опроса 500 бизнесменов, а это и индивидуальные предприниматели, и представители малых, средних и крупных компаний Беларуси. Во время социсследования предприниматели будут характеризовать свой бизнес и условия, в которых приходится работать.

Инструмент, который позволил бы фиксировать настроения бизнесменов, нашей стране особенно нужен. В Беларуси, несмотря на многие заявления о либерализации, бизнес далеко не всегда принимает участие в тех экономических решениях, которые готовят власти. Соответственно, у бизнеса весьма ограничены возможности влиять на те нормативные акты, которые генерируют власти.

Благодаря измерению индекса делового оптимизма у бизнесменов появится реальная возможность сообщить, что они думают о правительственных решениях, президентских декретах, оценить, как госрешения влияют на условия хозяйственной деятельности.

Поэтому индекс делового оптимизма можно считать зеркалом, которое будет отражать значение правительственных решений для бизнеса, говорит председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

«Правительство благодаря этому индексу получит картину последствий своих действий или бездействий. Ведь решения предпринимателей о создании новых рабочих мест, расширении своего бизнеса принимаются с учетом тех шагов, которые делает правительство», — отмечает Карягин.

Руководитель бизнес-союза говорит, что индекс также будет сигналом для инвесторов.

«Ведь если индекс растет — это знак того, что предприниматели удовлетворены условиями хозяйствования и расширяют свой бизнес. Однако если индекс, не дай Бог, будет падать, это станет свидетельствовать о неблагоприятных явлениях в деловой среде», — рассказывает Владимир Карягин.

Опросы бизнесменов, на основании которых станут измеряться индексы делового оптимизма, будут проводиться дважды в год.

«О результатах исследования мы проинформируем широкую общественность, а для правительства подготовим специальные аналитические записки», — подчеркивает Владимир Карягин.


Их оптимизм не связан с Беларусью

Во время первого социологического опроса, который стартует уже в апреле, предпринимателям будут задавать вопросы об экономической ситуации в стране, положении бизнеса, факторах, которые влияют на деятельность компаний.

Интернет-газета Naviny.by, не дожидаясь официального старта социологического исследований, решила поинтересоваться у бизнесменов, как бы они ответили на эти вопросы.

Бизнесмен Юрий Будько говорит, что в последние полгода деловая активность после валютного кризиса потихоньку оживает.

«Наша рекламная компания постоянно контактирует с клиентами, которых около двух тысяч. Это позволяет делать замеры деловой активности практически еженедельно. Когда наши клиенты чувствуют себя плохо, они просто снимают рекламу, как это было в прошлом году. Сейчас идет некоторое восстановление деловой активности, но докризисный уровень еще не вернулся», — говорит Юрий Будько.

По его мнению, белорусская экономика находится в состоянии стагнации. «Мы слышим декларации, но реальных действий, которые бы способствовали росту деловой активности, мы не видим», — констатирует Будько.

В качестве примера бизнесмен приводит ситуацию с продажей производственных помещений тем компаниям, которые более 10 лет их арендуют. Пока, несмотря на соответствующие поручение правительства, этот процесс так и не сдвинулся с мертвой точки. «Все завязло в бюрократическом болоте», — говорит Юрий Будько.

Глава представительства немецкого концерна Uzin Utz Иван Рак также высказывает недовольство тем, что бизнес-среда не улучшается.

«Рыночные преобразования в белорусской экономике не идут. Решения, которые способствовали бы развитию бизнеса, не принимаются», — говорит Иван Рак. «У меня много знакомых, которые думают сегодня о переводе своего бизнеса в соседние страны», — отмечает он.

По его словам, поле для коммерческой деятельности в Беларуси сегодня сужается. «Не от хорошей жизни сегодня приходиться летать в Казахстан и Узбекистан, чтобы найти рынки сбыта для своей продукции», — констатирует Иван Рак.


В связи с тем, что на внутреннем рынке белорусским бизнесменам становятся тесно, они начинают реализовывать проекты, заточенные на иностранных клиентов.

«Свой бизнес я переориентирую таким образом, чтобы не быть привязанным к белорусской действительности. Бизнес я увожу в интернет и делаю его международным. В кризисные времена я подготовил новый бизнес-план, который практически уже осуществил. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом, но этот оптимизм не очень сильно связан с Беларусью», — резюмировал Юрий Будько.

Naviny.by