Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Отток кадров

Журнал "Бизнес-ревю" специально для TUT.BY в рамках спецпроекта "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012" подготовил интернет- версию рейтинга угроз, которые могут помешать развитию бизнеса в РБ в ближайшем будущем. 12 известных экономистов и аналитиков страны оценили 12 угроз, прорейтинговав их исходя из степени негативного влияния на бизнес. Этот масштабный проект собрал в единое целое опасения и риски белорусского бизнеса. Интернет-версия проекта публикуется впервые. Каждый день на нашем портале будет появляться материал, посвященный одной из угроз.

По-прежнему голод. Что поможет избежать хаоса на белорусском рынке труда

По данным Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, сегодня наибольший дефицит кадров по-прежнему испытывают сферы промышленности, строительства, транспорта и связи, а также недвижимости. Так, в промышленности насчитывается 21,9% вакансий от их общего числа, в строительстве — 19%, в торговле — 10%, в транспорте и связи — 11,6%, в недвижимости — почти 11%. И если еще недавно остро востребованными были водители, строители, слесари, сварщики, продавцы и электромонтеры, то сегодня выросла потребность в специалистах и служащих, а также в руководителях первого уровня — топ-менеджерах.

К сожалению, ситуация по стране мало чем отличается от столичной. По данным Белстата, в экономике Беларуси в январе-феврале 2012 года были заняты 4560,6 тыс. человек, что на 2,3% меньше, чем в январе-феврале прошлого года. Предприятиями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-феврале этого года были приняты на работу 110,3 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 7,1 тыс. человек, уволены по различным причинам 117,4 тыс. человек. И, по мнению специалистов по кадрам, в этом году и в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. Ждет ли нас кадровый голод? Сказать однозначно, что в стране через несколько лет не будет хватать тех или иных специалистов, нельзя. Однако такая тенденция уже наблюдается, и в будущем мы ощутим ее рост. Директор кадрового центра "Статус" Наталья Чайлытко придерживается именно такого мнения.

— До конца не могу согласиться с тем, что нас ждет кадровый голод. Люди, которые умеют эффективно работать и решать поставленные задачи, были, есть и будут. Другое дело, что их становится мало и они "дорогие". Подготовка кадров — это задача номер один, над которой работа ведется постоянно. Чисто теоретически кадрового голода у нас быть не может — в численном эквиваленте, так как будущих специалистов непрерывно готовят и выпускают вузы, ссузы и другие образовательные учреждения. Однако очень важно, чтобы помимо теоретической велась практическая подготовка, то есть чтобы система образования основывалась на получении практического опыта. Это и профориентация, и стажировка на предприятиях, и наличие центров переподготовки кадров. Дефицит практической подготовки снижает квалификацию специалистов. Не позволят ощутить кадровый голод в будущем изменения в законодательстве, связанные с пенсионной системой. Окончив учебные заведения, выпускники будут трудоустраиваться на территории Беларуси. Замечательно, если пенсионеры, которые будут продолжать работать, займутся наставничеством (и мы возродим эту традицию). Так мы сможем отсрочить дефицит кадров на рынке труда. Сегодня в стране происходит внешняя миграция сильных специалистов. Для того чтобы уравновесить ситуацию, необходимо подготовить грамотных молодых специалистов. Если мы уделим этим вопросам достойное внимание (совместная работа работодателей, вузов и государства), то кадровый голод нам грозить не будет. Напомню, что есть специалисты, для которых ценность семьи (возможность проводить время каждый день рядом с детьми, собственная квартира и т.д.) очень важна. Эти люди не подвержены внешней миграции, они будут искать работу на родине.

Еще более оптимистичного мнения придерживается директор кадрового агентства "Коллекция открытий" Ирина Шатковская:

— Прогнозы делать сложно, но мы со своей стороны такой тенденции не видим. Пока недостатка в кандидатах нет. Во всяком случае, в их количестве.
Да, кадровый потенциал пенсионеров нельзя сбрасывать со счетов. Тем более что эти ресурсы мы используем лишь на 10–15%. К слову, по международным меркам пожилыми считаются люди старше 65 лет, тогда как в Беларуси женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины — в 60. Указ № 136 "О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан", благодаря которому пенсионеры смогут значительно увеличить размер пенсии при более позднем выходе на нее, в некотором роде поможет отсрочить кадровую проблему. Но лишь отсрочить…

Другое дело, что все эти меры, как подчеркивают наши собеседники, помогут поддержать кадровый запас страны в большей степени в количественном измерении. Уже сейчас на рынке труда остро встает вопрос именно о квалификации соискателей. Различным сферам экономики нужны не только свежие трудовые ресурсы, но и опытные. И если посмотреть в будущее, то вырисовывается далеко не радужная перспектива.

Дефицит рабочей силы станет главной проблемой производственной сферы нашей страны, считает Наталья Чайлытко. Затем голод почувствуют строительство, услуги, транспорт и опт.

— С каждым годом мы все больше и больше будем ощущать потребность в квалифицированных рабочих кадрах, управленцах и офисных сотрудниках, — высказывает свое мнение собеседница "Бизнес-ревю". — Особенно в рабочих кадрах. Согласитесь, все хотят получить высшее образование. И если раньше оно было чем-то эксклюзивным, то сейчас это не так. Мало тех, кто искренне хочет учиться в ссузах, вузах, колледжах и получать рабочие специальности. Кого ни спроси — все хотят по окончании учебы найти престижную работу в офисе. И дело тут не только во внешней миграции, но и в престиже самих профессий. А значит, нам уже сегодня необходимо думать о том, как вырастить и сформировать профессиональных рабочих. И это психологическая проблема общества.

По мнению специалистов, следует менять всю систему воспитания, и рыночная психология здесь не препятствие, а подспорье. Надо всячески внушать подрастающему поколению, что любой труд престижен, если приносит приличные деньги.

Такой же точки зрения придерживается и директор по персоналу компании "Алютех" Александр Мудрик:

— Недостаток ряда специалистов на рынке труда кадровым голодом называть еще нельзя. Но из года в год, начиная с 2008-го, эта проблема ощущается с нарастающим эффектом. На мой взгляд, пик дефицита высокопрофессионального и не только персонала придется на 2015–2020 годы. И тогда строительство, производство, медицина первыми ощутят эту проблему. Сейчас наблюдается дефицит высокопрофессиональных рабочих, инженеров-технологов, инженеров-конструкторов, врачей, мастеров на производстве, опытных маркетологов и логистов. Пальму первенства в дефицитных профессиях возьмут: инженер-конструктор, слесарь механосборочных работ, оператор автоматических линий, маркетолог.

Статистика это уже подтверждает. Так, в Гродно, по данным управления по труду, занятости и социальной защите населения Гродненского горисполкома, сегодня особенно востребованы квалифицированные рабочие кадры. Это работники строительного профиля, швейного производства, металлообработки, торговли и общепита, а также слесари, электромонтеры, водители и др. Среди специалистов постоянно требуются инженеры, медицинские сестры, бухгалтеры.

— Помимо того что рынок труда Беларуси, как и вся экономическая система, на протяжении последних четырех-пяти лет регулярно испытывает кризис, появилась и другая неприятная тенденция, — говорит директор по персоналу группы компаний Tels Ольга Жинко. — Сегодня заметно возросло количество специалистов, которые не хотят работать на родине. На практике мы сталкиваемся с тем, что все больше профессионалов со знанием иностранных языков охотнее откликаются на вакансии ближнего и дальнего зарубежья. Почти в каждом третьем резюме можно встретить фразу "готовность к переезду". Специфика работы нашей компании такова, что основу бизнеса составляют специалисты по международным перевозкам и специалисты по продажам, и важным критерием найма является свободное владение одним или несколькими языками. В середине 2011 года мы столкнулись с серьезными сложностями в процессе подбора: опытные специалисты не стремились менять работу на территории страны, но охотно откликались на предложения из-за ее пределов.

Что касается дефицитных профессий, то, по словам Ольги Жинко, здесь весьма ценятся специалисты со знанием польского и немецкого языков. "Охотники за головами" скоро будут днем с огнем искать высококвалифицированных управленцев, менеджеров по продажам, маркетологов.

— Уже сейчас мы за ними охотимся, — признается Наталья Чайлытко. — Высококвалифицированных специалистов, в том числе топ-менеджеров, мы можем видеть сейчас и сможем увидеть в будущем либо в штате крупных компаний с именем, либо в компаниях, которые могут предложить этим специалистам выгодные условия труда и оплаты. Человек идет туда, где ему предлагают интересные функциональные обязанности и достойную его уровня оплату труда. Давайте вспомним, как было раньше. Раньше менеджеров выращивали. У большинства была специализация согласно их сфере деятельности: строительство, медицина, торговля… А значит, они были высокопрофессиональными в какой-то одной сфере, знали в ней все от корки до корки. Сегодня мы видим другое: лишь немногие специалисты реализуют свои знания в одной сфере. У современных топ-менеджеров часто нет четкой специализации: они могут управлять и в строительстве, и в медицине, и в торговле, и в IT-сфере. Только некоторые компании вкладывают деньги в обучение (подготовку) людей, их рост и развитие. Большинство менеджеров по продажам — самоучки, которые, к сожалению, не владеют профессиональными техниками продаж. Хотя высокопрофессиональные специалисты в этой области есть, но их мало, причем они нередко уезжают работать в Россию.

Только хорошо обученные, мотивированные, достойно оплачиваемые специалисты смогут снизить кадровый голод.

Согласна с этим мнением и Ольга Жинко:

— По опыту могу сказать, что рынок испытывает острый дефицит топ-менеджеров в области финансов, особенно с опытом в международном бизнесе и знанием языков. Высококвалифицированных руководителей быстро перекупают крупные компании из России и Украины. Многие кандидаты, находясь в активном поиске, даже не рассматривают предложения в Беларуси. А уровень тех, кто ищет работу у нас, зачастую не соответствует требованиям работодателя. Вот и получается парадокс: верхи не хотят, а низы не могут.

Офисный персонал, уверены наши эксперты, станет дефицитным в последнюю очередь. Уже позже к нему примкнут экономисты, кадровики, юристы, бухгалтеры, кладовщики... Здесь имеется прочный задел на будущее.

Особый разговор

Существует как минимум две отрасли, о которых, по мнению наших экспертов, говорить следует отдельно. Это строительство и сфера IT-услуг.

В январе, по данным Белстата, на работу в строительстве был принят 4921 человек, а уволены 9054. А вот свежие данные за январь-февраль: приняты 10 210, уволен 17 021. Cудя по этим цифрам, отток строительных кадров из страны усиливается.

В феврале средняя зарплата в строительстве составляла 2 млн 951 тыс. рублей. На стройках в крупных городах России, даже с учетом расходов на аренду жилья, доход гораздо выше. После несложных подсчетов вывод напрашивается сам: главных инженеров, прорабов, директоров по строительству, инженеров-проектировщиков уже сейчас найти непросто.

Что касается IT-индустрии, несмотря на большое количество выпускников-программистов, опытных и квалифицированных очень мало. А если учесть, что эта категория сильнее всех подвержена внешней миграции и является довольно дорогой, то и их дефицит не за горами.

Ситуацию комментирует директор по персоналу EPAM Systems Ярослав Томильчик:

— С каждым годом растет потребность в квалифицированных кадрах — разработчиках, тестировщиках, бизнес-аналитиках, менеджерах проектов и др. Рост спроса вызван распространением идеи о том, что в Восточной Европе, и Беларуси в частности, западный заказчик может получить сервис мирового уровня. Квалификация наших IT-инженеров подтверждена годами работы с ведущими мировыми компаниями, как производителями программного обеспечения, так и представителями традиционных отраслей экономики (производство, торговля, финансы, страхование, туризм и пр.). Все больше клиентов приходят в страну за профильными услугами, все больше компаний возникает в стране. Это вызывает дефицит: предложение сокращается, стоимость растет. Вместе с тем наша деятельность требует вовлечения специалистов из разных областей — маркетинга, PR, юриспруденции, и здесь мы также наблюдаем определенный дефицит квалифицированных кадров. С другой стороны, оказание услуг мирового уровня требует наличия персонала, имеющего соответствующий опыт. Откуда ему взяться, если человек не видит большой картины? Наша задача состоит еще и в том, чтобы дать возможность тем, кто хочет и может этим воспользоваться, стать компетентными специалистами. Наиболее востребованными традиционно являются разработчики и тестировщики. В последние годы с ростом новых индустрий увеличился спрос на бизнес-аналитиков, business intelligence-специалистов и многих других. Но больше всего не хватает компетентных профессионалов, стремящихся к развитию и помогающих развиваться другим.

В чём спасение?

Если проблема кадров существует и специалисты это видят, что можно сделать уже сегодня, чтобы максимально снизить риск вероятности наступления настоящего кадрового кризиса в стране? Наши собеседники убеждены, что проблему вряд ли удастся быстро решить. Ведь основная причина недостатка кадров — миграция столь необходимых для нашей экономики трудовых ресурсов. И остановить ее весьма непросто. Но все-таки что-то предпринять необходимо. Александр Мудрик полагает, что для этого прежде всего требуются создание привлекательного HR-бренда компании, тесная работа с вузами и ссузами, формирование высокой вовлеченности персонала в компании, удержание ключевых сотрудников, эффективная система материальной и нематериальной мотивации, система наставничества и коучинга. И это, по его словам, только некоторые меры.

По мнению Ольги Жинко, многое зависит от компании:

— Работодателям нужно становиться более гибкими, пересматривать критерии найма, иметь в активе сильные инструменты начального внутреннего обучения, готовить программы мотивации, развития и удержания. В общем, занимать проактивную позицию, то есть стараться работать на опережение.

— Голод может быть до некоторой степени полезен и даже рекомендован, но лишь в отдельных случаях, например, при решении проблемы избыточного веса. Нашей экономике таковая пока, к сожалению, не грозит. Единого рецепта для решения этой задачи не существует, есть общие соображения и конкретные шаги, которые можно делать в различных областях. Из общего — людям надо предоставлять возможности, — считает Ярослав Томильчик. — Важно популяризировать идею о том, что компетентным быть выгодно. Нужно искать таланты и помогать им реализовать себя. Нужно поощрять стремление людей к развитию. Нужно создать условия, в которых эффективный профессионал получает на порядок больше возможностей по сравнению с другими — и это надо делать у себя дома, иначе стремящиеся не будут знать, куда им стремиться, а работающие начнут думать об отъезде. То же относится и к компании: если не помогать людям развиваться, если не ценить профессионалов, они будут уходить к другим. Профессионалами не рождаются, ими становятся — значит, нужно начинать со школы, с университета. Мы создаем вместе с ведущими вузами (БГУИР, БГУ, БНТУ и др.) совместные учебные центры и готовим преподавателей для них. Сегодня это 20 аудиторий на 300 мест, представленные во всех областных центрах. Также мы приводим сюда клиентов, бизнес которых имеет глобальный масштаб и требует высокопрофессионального сервиса (Coca-Cola, Expedia, Chevron, Thomson Reuters, Adidas и др.). Они надолго остаются здесь, наши совместные проекты растут в объеме, повышаются сложность и продолжительность проектов, а также компетенция наших сотрудников. Мы создали в компании внутренний университет, программу развития карьеры, и сегодня там работают более 60 преподавателей и тренеров. Наконец, появление Парка высоких технологий — это удачный пример того, как государство создало действительно уникальные для СНГ условия, в которых профессионализм приобретает высокую ценность у себя на родине.

Работодателям следует определиться, кого они ищут, а соискателям — что и на каких условиях. Ведь уезжают специалисты, которые себя ценят, чаще всего по одной причине: потому что не могут в своей стране обеспечить себе тот уровень доходов, на который претендуют. По мнению собеседников "Бизнес-ревю", к зарплатам, соответствующим докризисным в долларовом эквиваленте, бизнес в большинстве случаев так и не вернулся — практически у всех доходы упали. Отчасти по этой причине на рынке труда и воцарился полный хаос: работодатели хотят экономить на зарплате сотрудников, а последние, в свою очередь, хотят зарабатывать больше. Пока для многих это является непреодолимым противоречием.