Чего боятся белорусские бизнесмены?

Республиканская конфедерация предпринимательства займется измерением индекса делового оптимизма в Беларуси. Исследования, которые помогут изучить реальную ситуацию в бизнесе, начнутся в конце апреля. Но еще до измерения индекса стало ясно, что главная проблема деловых белорусов — страх.

Индекс делового оптимизма рассчитают на базе серии опросов 500 участников (индивидуальных предпринимателей, представителей малого, среднего и крупного бизнеса) во всех регионах Беларуси в апреле-мае, сентябре и феврале 2013 года. Это позволит проследить его колебания.

— Показатели индекса делового оптимизма дают почву для интерпретации экономических событий в Беларуси. Вкупе с опросами, которые проводит Исследовательский центр ИПМ, и несколькими другими индексами мы получим видение ситуации с частным предпринимательством и его перспективами в нашей стране, — надеется председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин.

По его словам, индексы делового оптимизма обладают очень высоким предсказывающим свойством. Они являются опережающими индикаторами, которые сильно коррелируются с основными параметрами экономических циклов.

В развитых странах индекс делового оптимизма влияет на принятие политических решений и на характер законодательства. Он сообщает о возможном спаде в экономике, а его «приподнятые» показатели увеличивают доверие к национальной экономике и, в том числе, могут влиять на рост курса валют.

Опросы в Беларуси не будут затрагивать такие темы, как объем выпуска продукции, количество заказов, доходы участников исследования.

— Важно то, как участники бизнес-процесса воспринимают происходящие изменения, — подчеркивает Владимир Карягин.

По его мнению, созданная в Беларуси экспертная опросная сеть может быть использована для проведения любых исследований, в том числе и маркетинговых, которых в стране сегодня не хватает.

Работа по созданию опросной сети выявила, что многие представители бизнес-сообщества боятся участвовать в исследовании.

— Страх перед исследованием, страх ответить на вопрос — вот показатель, который мы получили еще до измерения индекса, — отмечает лидер столичных предпринимателей. — Мы чувствуем заторможенность, бизнес боится, и это самое ужасное. Нельзя в обстановке страха сделать что-то позитивное. Этот страх надо развеять, это общая наша задача. Представители Республиканской конфедерации предпринимательства, инциировавшей измерение индекса делового оптимизма, рассчитывают, что изучение реальной ситуации позволит белорусскому бизнесу решить многие свои проблемы.

zautra.by