Топ-5 знаковых белорусско-российских активов
Совместное управление активами, похоже, становится одним из главных направлений сотрудничества Беларуси и России в реальном секторе. Под чьим контролем будут белорусско-российские холдинги?
Белорусским властям, которые настороженно относятся к тотальной приватизации, совместное управление активами позволяет частично сохранять рычаги управления госсобственностью и при этом повышать конкурентоспособность и прибыльность госпредприятий. В различной стадии реализации находятся сейчас несколько проектов.
Один из них — это создание автомобилестроительного холдинга "Росбелавто". Минск готов отдать в него 75% минус 1 акция МАЗа, исходя из стоимости белорусского завода в 1,1 млрд долларов. Партнер белорусского правительства — российская госкорпорация "Ростехнологии" собирается внести в холдинг 49% принадлежащих ей акций КамАЗа, который оценивается в 1,6 млрд долларов.
Белорусы хотели бы получить паритетный контроль в новом объединении. На прошлой неделе, комментируя процесс создания "Росбелавто", первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил: "Думаю, холдинг будет создан на таких условиях".
По аналогичной схеме, которая дополняется присоединением к ней третьей стороны в лице правительства Казахстана, может быть создан государственный евразийский контейнерный оператор. Один из проектов приватизации российского оператора "Трансконтейнер" предполагает, что на его базе будет создано российско-белорусско-казахстанское совместное предприятие. ОАО "РЖД", как владелец одного из крупнейших в СНГ грузовых железнодорожных перевозчиков, внесет в качестве своей доли в холдинг 50% плюс 1 акцию "Трансконтейнера", БелЖД — терминал в Бресте и 3 тысячи ситинговых платформ, а казахстанские коллеги активы двух компаний — "Казтранссервиса" и "Кедентранссервиса". Стоимость нового логистического оператора составит 2 млрд долларов.
Во время недавнего отчета премьер-министра Михаила Мясниковича была озвучена идея создать совместный холдинг в области сельскохозяйственного машиностроения. Речь, в частности, идет о возможном объединении активов "Гомсельмаша" и "Ростсельмаша". То, что ростовский завод является частной собственностью, никого не должно смущать. Белорусские власти готовы сотрудничать и с частным бизнесом, но только сохраняя за собой контрольные или блокирующие пакеты акций.
"Завтра твоей страны" составил топ-5 самых значимых белорусско-российских проектов, в которых уже реализован принцип совместного управления активами.
Компания
|
Год создания
|
Российский участник и его доля
|
СП ОАО "Брестгазоаппарат"
|
1994
|
Газпром, 51%
|
ОАО "Мозырский НПЗ"
|
2002
|
Газпром-нефть, ТНК-ВР, 49%
|
СООО "МТС"
|
2002
|
МТС, 49%
|
ЗАО "Белорусская калийная компания"
|
2005
|
Уралкалий, 50%
|
СЗАО "Осиповичский вагоностроительный завод"
|
2007
|
Гранд Экспресс, 74%
|
Завтра твоей страны