Наемных работников могут вернуть «ипэшникам»

Вопрос по привлечению индивидуальными предпринимателями наемных работников не из числа близких родственников включен в проект комплекса мер по достижению прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства в областях и Минске на 2013 – 2015 годы. Данный вопрос во вторник рассматривался на заседании президиума Совета министров и вызвал довольно жаркие дебаты.

Напомним, что программой деятельности правительства на 2011-2015 годы поставлена задача по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн человек к концу 2015 года. Для достижения поставленной задачи Минэкономики совместно с заинтересованными госорганами подготовлен проект постановления Совета министров "О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь", которым установлены прогнозные показатели развития малого и среднего бизнеса в областях и Минске на 2013-2015 годы, а также комплекс мер по их достижению.

Одним из ключевых моментов является разрешение "ипэшникам" нанимать работников не из числа близких родственников. Согласно проекта документа, предлагается "расширить круг лиц, которые индивидуальные предприниматели вправе привлекать к осуществлению предпринимательской деятельности (не более 5 физических лиц, независимо от степени родства, а при осуществлении деятельности в области торговли – не более 3 человек, из которых один независимо от родства)". Соответствующие изменения в законодательство планируется внести до конца первого полугодия.

По словам присутствовавшего на мероприятии председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александра Швеца, на сей счет между участниками заседания разгорелась дискуссия. В числе сторонников данной меры выступили вице-премьер Петр Прокопович, губернатор Минской области Борис Батура и министр экономики Николай Снопков. В частности, Батура сетовал на то, что сейчас на "ипэшников" в гаражных автомастерских все равно работают люди, но они никак не учтены. В Минэкономики полагают, что увеличение наемных работников для ИП будет способствовать содействию занятости и развитию малого предпринимательства в регионах, в том числе в сельской местности.

Оппонентами выступили замглавы Администрации президента Андрей Тур и вице-премьер Анатолий Тозик. "Тур упирал на то, что бизнес должен развиваться в сторону более цивилизованных организационно-правовых форм, каковыми являются юрлица. А, мол, увеличивая количество наемных работников до 5 человек, мы поощряем развитие индивидуальных предпринимателей. Тозик говорил, что отчисления в социальную сферу больше у юрлиц, чем у ИП и приводил статистику. Бизнес-ассоциации в принципе поддерживают эти аргументы. Но вместе с тем, мы полагаем, что бизнес-среда у нас еще не настолько развита, чтобы загонять людей в ЧУПы. Особенно это касается регионов, где люди бояться ведения бухгалтерии и так далее. Таким образом мы людей только запугиваем, отталкиваем от занятия предпринимательством. А людям надо дать возможность стать на ноги", - сказал Швец. "Но из ответа [председательствовавшего премьер-министра] Михаила Владимировича Мясниковича я не понял, будет ли этот пункт включен в окончательный комплекс мер или нет", - добавил он.

Вероятно, данный вопрос еще следует согласовать с Александром Лукашенко. По крайней мере, в числе замечаний по этому поводу есть следующее: "предложение правительства (об отмене запрета на найм близких родственников) не поддержано главой государства".

В целом, полагает Швец, данный комплекс мер, состоящий из более чем 30 пунктов, в случае его реализации, может благоприятно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса. "Может быть мы и не достигнем поставленной цели в 30% ВВП, но комплекс мер способен придать хороший импульс для развития предпринимательства. Впрочем, давайте посмотрим, какие меры окажутся в финальной версии постановления правительства, как они будут реализовываться. Ведь директива №4 также всем казалась довольно прогрессивным документом, но ее реализация оставляет желать лучшего", - отметил он.

Глава БНПА считает, что в ближайшей перспективе надо всерьез решать вопросы собственности, промышленной кооперации, институциональных преобразований, конкуренции, равного доступа к финансовым ресурсам для частных и государственных предприятий.

Как отметил вице-премьер Петр Прокопович, одним из ключевых пунктов, заложенных в комплексе мер, является продажа по заявительному принципу недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектом хозяйствования более 3 лет, а также введение административной ответственности должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении.

В свою очередь Михаил Мясникович одним из приоритетов для малого и среднего бизнеса назвал кооперацию с крупными промышленными предприятиями. "Я предлагаю, чтобы системообразующие, градообразующие промышленные предприятия, а также сельхозорганизации содействовали созданию малых и средних предприятий, частных и частно-государственных, - заявил Мясникович. – Сегодня, к примеру, не надо, чтобы на наших крупных предприятиях занимались обслуживанием или какими-то другими второстепенными операциями. Здесь есть поле для взаимодействия".

Руководитель правительства также добавил, что модернизация на отечественных предприятиях не обойдется без оптимизации численности персонала. "В этом плане надо создавать целые структуры по малому и среднему бизнесу",- отметил он. Также, по словам Мясниковича, в регионах малый и средний бизнес можно активнее привлекать в строительную отрасль.

Как отметил министр экономики Николай Снопков, подготовленный проект постановления призван стать одним из программных документов правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных директивой №4. "На наш взгляд документ даст импульс более интенсивному развитию предпринимательской среды", - резюмировал Николай Снопков, слова которого приводит пресс-служба правительства.

tut.by