В Беларуси появится «черный список» предпринимателей

Проблема лжепредпринимательства свойственна не только рынкам развивающихся стран. Во многих экономически развитых государствах мира то и дело вспыхивают громкие скандалы, связанные с отмыванием денег, уклонением от налогов, работой нелегальных и полулегальных компаний. Но, как рассказывают представители Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси (ДФР КГК), белорусский опыт в пресечении подобных коллизий готовы взять на вооружение фискальные структуры многих государств. А между тем белорусские контролеры выступают с новыми инициативами.

Как констатирует директор Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Григорий Веремко, в последний год число эпизодов, связанных с выявлением лжепредпринимательской деятельности, в стране начало сокращаться, а вот экономический эффект от контрольных мероприятий растет, причем в разы. В первом полугодии 2012 года было выявлено 233 преступления по фактам участия лжепредпринимательских структур в «теневых» схемах уклонения от уплаты налогов, что составило 32 % от всех выявленных ДФР КГК преступных деяний. При этом в государственную казну в виде штрафов и изъятий поступило 63,8 млрд рублей (для сравнения: в 2011 году — 22,5 млрд рублей).

Впрочем, в ДФР КГК решили, что карать нарушителей одним только рублем явно недостаточно. «В Беларуси подготовлен проект указа, направленный на предупреждение незаконной минимизации сумм налоговых обязательств и предусматривающий создание Государственного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, а также порядок налогообложения при выявлении сделок с субъектами, включенными в этот реестр», — пояснил Григорий Веремко.

Пока не раскрывается, какие именно данные о «черных» бизнесменах будут попадать в базу, но вскоре любая заинтересованная компания или юридическое лицо будет иметь возможность справиться о состоянии деловой репутации нового партнера перед заключением сделки.

Кроме того, как рассказал Григорий Веремко, в настоящий момент ДФР КГК также внес ряд предложений по изменению уголовного и административного законодательства в целях повышения ответственности лиц, участвующих в «теневых» схемах. По словам специалиста, это должно поспособствовать предупреждению создания лжепредпринимательских структур.

Как отчитываются в ДФР КГК, по выявленным фактам осуществления незаконной предпринимательской деятельности в первой половине нынешнего года зарегистрировано 157 преступлений. По фактам уклонения от уплаты налогов и сборов органами финансовых расследований было выявлено 277 преступлений, из которых 122 — в особо крупном размере. «Достаточно заметить, что по одному из эпизодов экономический эффект составил около 24 млрд. рублей. Вот такими цифрами порой оперируем», — поделился начальник оперативно-аналитического управления ДФР КГК Юрий Мехедов.

Если говорить о сферах бизнеса, в которых контролеры обнаруживают максимальное количество нареканий, то абсолютных лидеров тут нет. Проблем хватает и в сфере оптовой и розничной торговли, и в строительстве, и в экспортных операциях. Кстати, после того как в стране разразился экономический кризис и иностранной валюты стало не хватать, сфера интересов контролеров сместилась в сторону компаний, занимающихся экспортной деятельностью. Не секрет, что в конце прошлого года многие фирмы, занимающиеся внешнеторговыми операциями, всеми правдами и неправдами препятствовали поступлению валюты в страну. С этой целью некоторые открывали представительства за рубежом, перечисляя полученные прибыли на счета своих «дочек», у некоторых в арифметической прогрессии росла дебиторская задолженность, якобы заказчики не желают рассчитываться за поставленную продукцию. Учиненные ДФР КГК проверки дали определенные результаты. По словам Григория Веремко, за последнее время на счета более 20 белорусских предприятий «вдруг» поступило около 14 млрд рублей, более 10 млн российских рублей, более 700 тыс. евро, более 250 тыс. долларов, которые числились как просроченная внешняя дебиторская задолженность.

«В настоящий момент в связи с необеспечением своевременного поступления валюты от экспорта идет проверка еще 61 субъекта хозяйствования. Кроме того, обращаем внимание на работу товаропроводящих сетей белорусских предприятий, работающих за рубежом», — пояснил специалист.

Еще одно правонарушение — незаконные валютно-обменные операции. В нынешнем году ДФР КГК возбудил 26 уголовных дел против лиц, незаконно занимающихся этим промыслом. В итоге в бюджет поступил 1 млрд рублей.

Кстати

Экономический эффект от деятельности органов финансовых расследований в первом полугодии 2012 года в Беларуси достиг 1,1 трлн. рублей. За это же время 31,1 тыс. профилактических мероприятий предотвратили нанесение материального ущерба в размере 557,5 млрд. рублей.

Рэспублiка