Котировки нефти могут обвалиться к концу недели

Относительное затишье в развитии ситуации вокруг Ирана может привести к коррекции нефтяных фьючерсов уже в конце этой недели. Вслед за «черным золотом» в минус уйдет и российский рынок акций

Нефтяные фьючерсы бьют новые рекорды. По итогам торгов 20 февраля цена барреля смеси Brent на Лондонской товарной бирже достигла 120,5 доллара. Это максимальное значение с июня 2011 года. Впрочем, рекорд продержался недолго — сегодня утром котировки просели на 0,33% до 119,78 доллара. Это стало первой коррекцией за последние четыре сессии.

Главный фактор роста цен — напряжение вокруг Ирана. На прошлой неделе министр нефтяной промышленности страны Алирез Никзада объявил о прекращении Тегераном продаж нефти британским и французским компаниям. «Мы будем продавать нашу нефть новым покупателям», — заявил он.

Сейчас на Иран приходится примерно 5% мирового нефтяного рынка, а годовая добыча в стране составляет около 212 млн тонн. Для сравнения: добыча нефти в России в 2011 году составила 511 млн тонн.


Исторически сложилось, что нефтяной рынок очень ликвиден, а его участники склонны преувеличивать роль фундаментальных факторов, отмечает аналитик UBS Константи Черепанов. «Текущий рост нефтяных котировок уже подразумевает самый негативный сценарий развития событий: либо Иран на время вообще прекращает поставки нефти, либо на территории страны начинается военный конфликт, который также приведет к временной заморозке поставок. Тем не менее, оба подобный варианта крайне маловероятны», — указывает эксперт.

Основные потребители иранской нефти — азиатские страны — Индия и Китая, доля продаж, приходящихся на Европу, достаточно невелика. При этом для Ирана нефть едва ли ни единственный продукт, поставляемый на экспорт. Ирану продавать нефть куда важнее, чем Европе покупать иранскую нефть, уверен Черепанов.

Сейчас иранская нефть составляет 1% от всего потребления Великобритании и 2% от потребления Франции. Таким образом, обе страны при необходимости вполне могут заместить дефецит за счет закупок у других поставщиков, например, у России или страны Арабского полуострова.

Даже если Китай согласится увеличить закупку нефти в Иране, последнему придется предоставить значительный дисконт. Кроме того, нельзя исключать целый ряд логистических проблем, связанных с переориентацией нефтяной промышленности страны. Между тем, вчера о намерении сократить импорт иранской нефти на фоне растущего давления со стороны международного сообщества заявила и Индия.

В этих условиях рост цен на нефть носит спекулятивный характер и уже в ближайшее время последует коррекция, предупреждает стратег сырьевого рынка «ВТБ Капитала» Андрей Крюченков. «Фундаментально на европейском рынке переработки уже сформировался профицит нефтепродуктов. Рост напряженности вокруг Ирана и Сирии вряд «перейдет» во что-то большее, и это станет сигналом к закрытию спекулянтами краткосрочных позиции», — считает он.

По прогнозам эксперта, коррекция может пройти уже ближе к концу этой недели. Ближайшая поддержка Brent находится на отметке в 115,2–116 долларов.

Вслед за ценами на нефть в красную зону, вероятно, последует и российский рынок акций. «Именно подъем цен на нефть и был одним из главных драйверов роста рынка акций в последнее время. Фиксация прибыли пойдет не только по нефтегазовым компаниям, но и по другим секторам. Однако, если учитывать значительную недооцененность российских бумаг, вряд ли коррекция будет глубокой и продолжительной», — считает аналитик Газпромбанка Анна Богдукевич.