Что отпугивает белорусов от занятия бизнесом
В Беларуси предпринимательство развивается слишком медленными темпами. А ведь именно широта предпринимательского движения повышает конкурентоспособность, стимулирует эффективное использование ресурсов и способствует созданию новых рабочих мест. Научил ли власти кризис уважать предпринимателей?
Предпринимательство — движущая сила рыночной экономики. Однако в Беларуси оно находится на особом положении.
— Белорусский бизнес так долго «гнобили», что он выбрал позицию невидимки. О людях, занимающихся собственным делом, по большому счету мало что известно, — считает административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Павел Данейко. — В то же время исследование, которое провел BEROC, убеждает, что только макроэкономическая стабильность является залогом развития бизнеса в стране.
Государству развитие частного бизнеса крайне выгодно: согласно анализу специалистов, при одной и той же технологии эффективность частного производства эффективнее государственного на 30-40%. Это означает, что при улучшении производительности труда возрастают объемы производства. Так развенчивается миф о том, что как только частник приходит на завод — рабочие остаются без работы.
Исследование «Кто такой белорусский предприниматель» было проведено летом 2012 года во всех областях Беларуси и Минске среди предпринимателей и наемных работников.
— Поводом для исследования послужило то, что, несмотря на слова правительства о важности и необходимости стимулирования частной инициативы, развитие индивидуального предпринимательства в Беларуси происходит достаточно медленно и противоречиво, — отмечает научный сотрудник BEROC Мария Акулова.
Развитие предпринимательского сектора в Беларуси очень сильно отстает от аналогичных процессов в других странах. Хотя за последнее десятилетие наблюдался определенный рост: если в 2003 году число малых предприятий на 1000 человек составляло 2.5, то в 2010 этот показатель достиг значения 7.2.
Однако темпы роста количества МП и индивидуальных предпринимателей (ИП) оставляют желать лучшего. В 2009 году количество МП и ИП составляло 62.7 и 216 тысяч, в 2011-м — 72.2 и 232 тысячи соответственно.
За последние два года, в течение которых правительство наиболее активно стало продвигать идею развития частной инициативы, рост МП и ИП составил лишь 13% и 7.4% соответственно. Если говорить о доле экономически активного населения, занятого в предпринимательском секторе, то она составляет приблизительно 13% всей экономически активной рабочей силы, тогда как в развитых экономиках достигает 70%.
— Это свидетельство того, что уровень привлекательности предпринимательской деятельности для экономически активного населения продолжает оставаться достаточно низким, — оценивает результаты исследования Мария Акулова. — Сегодня существует необходимость в разработке и дальнейшем применении грамотной политики, которая позволит увеличить число предпринимателей в стране.
Кто такой белорусский предприниматель?
Доля мужчин, занятых в предпринимательстве (64%) значительно выше, чем у наемных работников (36%).
Чтобы измерить склонность респондентов к риску, им предлагалось принять участие в нейтральной к риску игре (выиграть 20 долларов с вероятностью 50% и проиграть с вероятность 50%). Хотя среди предпринимателей в игру согласился сыграть больший процент респондентов, чем среди работников (44% против 37% соответственно), эта разница не является статистически значимой. Данные не позволяют утверждать, что предприниматели в среднем более склонны к риску.
Результаты опросов также выявили, что в среднем предприниматели показывали более высокую успеваемость в средней школе и вероятность поступления в ВУЗах. Наконец, предприниматели оценили состояние своего здоровья более высоко по сравнению с работниками, что подтвердилось тем, что в среднем уровень заболеваемости среди предпринимателей ниже, если сравнивать их с наемными работниками.
Предприниматели чаще оценивают свой уровень доходов, как выше среднего. В среднем предприниматель тратит меньшую долю денежных средств на продукты питания, является владельцем дома, машины и большего числа товаров длительного потребления.
Были выявлены различия в предпочтениях касательно работы и отдыха. Респондентам был предложен вопрос, согласятся ли они оставить работу в случае, если им будет предложена сумма денег равная 100 годовым ВВП на душу населения. Доля предпринимателей, готовых оставить бизнес, оказалась значительно ниже доли наемных работников (20% против 43%).
Если говорить об основных причинах продолжения работы, то главным фактором для обеих групп оказалось удовлетворение, получаемое в процессе работы (53% предпринимателей и 31% работников). Среди других причин более значимая часть предпринимателей считает, что их деятельность служит социальным целям (29% против 7.5%), равно как и желает заработать больше (25% против 15%).
Почему не развивается и не начинается бизнес?
Среди проблем, мешающих нормальному развитию бизнеса в стране, оказались согласно исследованию инфляция и макроэкономическая нестабильность (54.7%), недостаток и сложность привлечения финансирования (30.9%), высокие ставки налогов и сложная налоговая система (26.8% и 18.4% соответственно), юридическая незащищенность (23.4%) и государственное административное регулирование, лицензирование и сертификация (19.4%).
Председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец отмечает, что государство и бизнес в Беларуси не доверяют друг другу:
— Доверие бизнеса и власти — основополагающий стратегический аспект развития экономики. В высших эшелонах власти есть ментальное спорное восприятие бизнеса. Однако последний кризис, хочется надеяться, научил власти тому, что, конечно, в Беларуси своя модель, но есть объективные законы развития экономики, — говорит лидер предпринимателей.
Кроме проблем с финансированием, факторами, демотивирующими наемных работников при открытии бизнеса выступают также недостаток знаний и предпринимательских навыков.
— Это в определенной мере служит сигналом необходимости развития бизнес- образования и проведения бизнес-тренингов в Беларуси, — говорит Мари Акулова.
Распределение ответов на вопросы, нацеленные на выяснение источников финансирования бизнеса, показало, что основным в случае открытия и расширения бизнеса, служат личные сбережения предпринимателей (69% и 86% соответственно). Следующий источник для стартапов — денежные средства родственников (40%) и кредиты банков (24%). При расширении бизнеса банковские кредиты выходят на второе место по значимости (27%), а займ родственников на третье (18%).
Самой популярной причиной того, что респонденты решили не открывать свое дело, а оставаться работниками по найму стала проблема с привлечением финансирования (33%). Далее следовали высокие риски (25%), отсутствие бизнес-навыков (18% и непонимание того, с чего и какой бизнес стоит начать (15% и 13% соответственно), а также то, что придется слишком много работать (16%).
— Результаты опроса свидетельствуют о том, что существующая система образования не соответствует вызовам и требованиям переходной экономики, в условиях которой вынуждены работать предприниматели. Следовательно, необходимо проводить различные виды тренингов и развивать программы бизнес образования для предпринимателей с целью повышения эффективности их уровня работы за счет акцентирования внимания на развитии бизнес навыков, — отмечает Мария Акулова.
zautra.by