МАЗу не удержать российский рынок без объединения с КамАЗом
За прошлый год доля МАЗа на ключевом для него российском рынке сократилась на 3,4%. По итогам 2013 года она составила 9,4%. Это худший показатель белорусского производителя грузовой техники с 2009 года.
Данные, опубликованные в ежеквартальном отчете главного конкурента белорусского объединения российского КамАЗа, отражают ситуацию в главном сегменте российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн. Как говорится в документе, по итогам 2013 года в России было продано 84 тыс. автомобилей. Это почти на треть (на 28,5%) меньше, чем в 2012 году. Рынок среднетоннажников (8-14 тонн) «просел» еще больше – на 34,6% (его объем составил 7,9 тыс. машин).
По мнению аналитиков КамАЗа, на сужение рынка повлияли снижение динамики в строительной индустрии, инвестиций в основной капитал, спроса на товары инвестиционного назначения и, в целом, ослабление деловой активности в России. Также сказался переход производителей на выпуск автомобилей экологического класса «Евро-4».
Продажи лидера российского рынка КамАЗа также упали (на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). Но не столь обвально, как у МАЗа и иностранных компаний, локализировавших производство на территории России.
Более того, доля КамАЗа по итогам 2013 года выросла на 11,3% — до 44,8%. Выросла и доля "Урала" — второго российского производителя грузовой автотехники, на 1,1% до 6%.
Доли производителей грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн на рынке России в 2010-2013 гг..
По данным ОАО «КамАЗ»
По доле на российском рынке КамАЗ занимает первое место, МАЗ с 2011 года — второе. В сумме оба производителя контролируют более половины рынка грузовой автотехники. Возможно, уже в первой половине 2014 года их соперничество перерастет в партнерские отношения, которые будут юридически оформлены в создание совместной компании. Такой прогноз в декабре 2013 года сделал первый вице-премьер Владимир Семашко.
По проекту, который рассматривается сейчас, МАЗ может передать в капитал холдинга 75% +1 акцию, а КамАЗ — 49% своих акций.
«Если решение об эффективности создаваемой структуры будет положительное, а для этого есть все предпосылки, то в ближайшее время планируется решить вопрос по уставным документам, — сказал первый вице-премьер. — Я считаю, что у нас есть шансы в первом полугодии следующего года создать совместную структуру, которая условно пока называется «Росбелавто».
По словам Владимира Семашко, главное преимущество, которое может получить МАЗ в результате создания СП, это – открытие рынка.
«При создании структуры МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КамАЗа», — отметил первый вице-премьер.
Однако во время встречи с губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым Александр Лукашенко высказал негативное отношение к слиянию МАЗа и КамАЗа.
— А если какой-то интерес проявляет большой начальник к нашему предприятию и обуславливает это тем, что нам надо объединиться, чтобы бороться… Против кого бороться? У нас один рынок. Мы его можем без обмена акциями предприятий поделить, если уж на то пошло, — подчеркнул Александр Лукашенко.
zautra.by