Почему Нацбанк сворачивает кредитование?

Национальный банк взял четкий курс по ограничению кредитования экономики в четвертом квартале. До банков доведено решение о том, что их кредитный портфель не может расти более чем на 1% в месяц. Почему Национальный банк сворачивает кредитование? Эксперты БелаПАН полагают, что действия регулятора направлены на спасение ситуации на валютном рынке.

 

Механизм снижения давления на валютный рынок

В текущем году объемы кредитования экономики превышают официальные планы, которые Нацбанк прописал в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2013 год.

За январь-сентябрь рост требований банков (включая Банк развития) к экономике составил 25,4%. При сохранении такой динамики рост кредитов экономике по итогам года может составить 35%. В то же время Основные направления денежно-кредитной политики на 2013 год (утверждены указом президента) предполагают, что требования банков к экономике вырастут на 17-20%.

Таким образом, опережающие темпы кредитования налицо. При прогнозируемом увеличении кредитов экономике на 1,3-1,5% в месяц фактический среднемесячный рост составил 2,5%.

Ускоренные темпы кредитования экономики и быстрые темпы роста зарплат в текущем году привели к увеличению внутреннего спроса на продукцию.

По мнению экспертов Нацбанка, рост внутреннего спроса в текущем году привел к увеличению неэнергетического импорта, что, в свою очередь, обусловило ухудшение внешнеторгового баланса. К слову, по данным за январь-август, отрицательное сальдо торгового баланса составило 125,3 млн. долларов, тогда как по году официально прогнозировалось положительное — оно должно было составить 500 млн. долларов.

Чтобы остановить рост импорта, отрицательное сальдо торгового баланса и, как следствие, давления на валютный рынок, Нацбанк и пытается сегодня административно ограничить объемы кредитования экономики.

«Действия регулятора по ограничению объемов кредитования связаны с необходимостью ограничить внутренний спрос, чтобы снизить импорт и уменьшить тем самым давление на валютный рынок и на золотовалютные резервы в частности», — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Независимые эксперты отмечают и представители Министерства экономики в ежемесячных обзорах признают тот факт, что тот небольшой рост ВВП (1,1%), который в текущем году достигнут, обеспечен исключительно за счет внутреннего спроса. Ограничивая кредитование, денежные власти тем самым уменьшают и потенциальные темпы роста ВВП, констатируют эксперты. Главный плюс такой политики – обеспечение относительной стабильности на финансовом рынке.

«Структура белорусской экономики такова, что рост ВВП за счет внутреннего спроса ведет к увеличению дефицита торгового баланса. Самый простой путь ограничения дефицита – воздействовать на внутренний спрос через его сокращение, что подразумевает ограничение кредитования», — говорит старший аналитик Forex Club Валерий Полховский.

 

Жертвы стабильности

Мера по ограничению кредитования (в размере не более 1% в месяц) идет первым пунктом в пресловутом плане совместных действий правительства и Нацбанка, который был принят 10 октября. По информации БелаПАН, частные банки, с одной стороны, поддерживают Нацбанк в части мер по обеспечению стабильности в стране, однако столь жесткое ограничение кредитование вызывает у банкиров недовольство.

Оно и понятно: опережающий рост кредитования экономики обеспечивался в текущем году во многом госбанками, а отдуваться за стимулирование внутреннего спроса теперь придется всем – и государственным, и частным денежно-кредитным учреждениям. Принятое решение Нацбанка об ограничении прироста кредитного портфеля одним процентом в месяц сузит возможности банков по генерированию прибыли, считают эксперты.

«Банкам, исходя из сложившейся экономической ситуации, предлагается пожертвовать доходностью, согласиться с потерянной прибылью, а возможно и убытками, чтобы внести свой вклад в ограничение давления на валютный рынок», — комментирует сложившуюся ситуацию Дмитрий Крук.

То есть, иными словами, банки выступят своего рода жертвами политики по ограничению внутреннего спроса, цель которой благородная – обеспечение стабильности на финансовом рынке.

Эксперты полагают, что столь жесткая денежно-кредитная политика (высокие процентные ставки вкупе с лимитами по выдаче кредитов), которую сегодня проводит Нацбанк, может быть оправдана только на определенном промежутке времени.

«Такая политика не лечит структурные проблемы в экономике, она позволяет только стабилизировать на определенное время ситуацию на финансовом рынке. Однако, следует понимать, что экономика не может нормально развиваться в условиях жесткой денежно-кредитной политики, поэтому у такой политики должна быть конкретная достижимая цель», — говорит Валерий Полховский.

Оправданной целью эксперты считают структурное реформирование экономики, направленное на повышение ее эффективности. Однако, пока мало кто верит, что такие реформы состоятся. Поэтому самый вероятный сценарий — повторение циклов ужесточения (во имя стабильности валютного рынка) и смягчения (для финансовой подпитки предприятий) денежно-кредитной политики. В том, что нынешние жесткие ограничения по объему кредитования экономики придется ослаблять, банкиры не сомневаются.

«У предприятий сформировались значительные складские запасы, которые вымывают оборотные средства. В то же время для поддержания текущей деятельности «оборотка» необходима. Если не будет финансирования со стороны банков, придется либо останавливать производство, либо продавать продукцию по заниженным ценам», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН руководитель департамента одного из банков. Поэтому рано или поздно вопрос о реанимировании кредитной активности банков встанет. Конечно, можно разгружать склады предприятий и за счет девальвации, Однако, Нацбанк, похоже, сегодня пытается всячески отстрочить это событие, поэтому и ужесточает до предела денежно-кредитную политику.

Naviny.by