Торговые и финансовые кредиты, как средства инвестиций
Помимо прямых и портфельных инвестиционных вложений, существуют прочие инвестиции – это различные кредиты, как торговые, так и финансовые кредиты от различных международных организаций и правительств различных государств, банковские вклады, финансовый лизинг. Говоря о различных кредитах, необходимо отметить два важных аспекта: условия, на которых предоставляется кредит, и направление его расходования. Получателем кредита являются, как правило, либо государственные власти, либо, для федеративных государств, власти субъектов федерации. Гарантом возврата кредита является государство. Средства, полученные в виде кредита, должны расходоваться на осуществление каких-либо проектов. Чаще всего это социальные проекты, хотя возможно привлечение средств государством и для финансирования коммерческих проектов. Вместе с тем средства кредита могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Это ещё не означает, что финансовые ресурсы будут «проедаться», потому что расходная часть бюджета может содержать финансирование тех самых проектов. Однако в таком случае становится сложнее определить эффективность привлечённых инвестиций, усложняется контроль над их эффективным расходованием. К тому же могут сложиться отличные условия для коррупционных действий, а это может поставить большой жирный крест на всех начинаниях, проектах и долгосрочном сотрудничестве. Ведь во многих странах Запада, основополагающие отношения к частным собственности и капиталам не менялись веками. Свято чтится их неприкосновенность со стороны государства, если их владелец не нарушает закон. В нашей стране этим мы пока похвастаться не можем.
Условия кредита www.belinvestbank.by/lending/ могут предоставлять полную свободу расходования предоставленного кредита либо ограничивать её. В последнем случае говорят о так называемых «связанных» кредитах. В условие предоставления такого кредита может быть включено, например, условие закупки оборудования, у определённого поставщика, либо использование услуг определённого консультанта и т.д. Как правило, поставщики и консультанты принадлежат к той же стране, что и источник кредитов, здесь кроются подводные камни в виде не знания специфики работы местных государственных органов, различных контролирующих и надзирающих организаций. Отсюда может появиться пристрастность во мнениях, недоверие к власть имущим, боязнь совместного участия в крупных финансовых инвестиционных проектах. Таким образом, государственные иностранные инвестиции становятся для стран-инвесторов механизмом осуществления внешней политики в области поддержки отечественного бизнеса.