"600 тысяч кредита за две квартиры". Как строительство социального жилья превращается в бизнес

Хорошо, когда есть крыша над головой. А если их три, четыре, пять? По последним подсчетам, в Минске почти 140 человек имеют шесть и более квартир, десятки горожан за несколько лет сумели обзавестись четырьмя–пятью однушками и двушками. Но как? Жилье досталось по наследству? Или же его купили на накопленные сбережения? Вовсе нет. Самые предприимчивые попросту знали лазейки и тщательно следили за каждой поправкой в законодательстве. В итоге у одних уже по двести–триста "квадратов", а другие до сих пор стоят в очереди на получение жилья. Причем каждый год строительство долгожданной квартиры по каким–то причинам срывается.

Служба спасения — решение № 101


В 80–е, когда Марина Филимонова, так она просила себя называть, с мужем и детьми жила в стандартной двушке в 46 "квадратов", она и подумать не могла, что придут времена и за пару лет ее семейство обзаведется аж пятью квартирами в Минске. Конечно, супруги свое будущее планировали. Дети вырастут, у них появятся свои семьи. Негоже как–то ютиться всем в такой маленькой квартирке. Так что в очередь на строительство жилья встали. Но когда она подойдет? Через десять, двадцать лет? Марина Ивановна терпеливо ждала своего череда. Пока в 2009 году не подвернулся шанс расширить жилплощадь. Мингор-исполком принял решение № 101 "О включении граждан в списки для предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилых помещений". Очередникам предложили заманчивый вариант: построить жилье у коммерческих застройщиков, а не ждать годами. По словам первого заместителя председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Николая Бутрима, тогда многие согласились и коммерческие застройщики заключили с нуждающимися дольщиками около 2,5 тысячи договоров:

— Да, была такая ситуация в 2008 году. Среди госзастройщиков дома возводил один лишь МАПИД. Цена приемлемая: приблизительно 1 миллион 300 тысяч рублей за квадратный метр. Естественно, очередь двигалась очень медленно. А вот коммерческие застройщики готовы были заключать договоры долевого строительства. Правда, цена за "квадрат" у них была в полтора–два раза выше. По решению № 101 всем, вставшим на очередь в 1988 — 2005 годах, предлагали самостоятельно выбрать себе застройщика и воспользоваться льготным кредитом под 5 процентов на строительство квартиры. Да, кредитовалась лишь часть стоимости жилья. К тому же требовался первоначальный капитал. Не у каждого он был. Поэтому многие из тех, кому мы предлагали построить жилье таким способом, посчитали это издевательством. Отвечали так: "Мы встали на очередь не для того, чтобы потом втридорога платить!" Другим же такой вариант показался выгодным.

Среди них была и Марина Ивановна. Предложение Мингорисполкома лишь подтолкнуло ее к активным действиям. Да еще каким! Сама схема оказалась не такой уж сложной: сначала она развелась с мужем, а в старую двухкомнатную квартиру прописала его родителей. Естественно, нуждающихся в жилье стало больше. Поэтому и муж с детьми смог построить быстренько квартиру, и Марина Ивановна не упустила шанс обзавестись однокомнатной. Ключи от новостроек были уже в кармане, но началась очередная "импровизация". В однушку дама прописала своих родителей и опять ввязалась в стройку. Вот таким образом в семейной копилке появились четыре квартиры. Впрочем, уже и пятая на подходе. Ее сейчас строит сын. Марина Ивановна говорит, что сегодня они платят всего 600 тысяч кредита за две квартиры. Жилье, считай, досталось бесплатно.

— А что? Так многие тогда построились. Вот пример: на улице Щорса каркасно–блочные дома не очень хорошо раскупались, а после принятия решения № 101 все распродали. Люди потирали руки.

И сегодня они продолжают снимать сливки с ситуации. В подъезде, где обитает Марина Ивановна, 18 квартир сдаются, а во всем доме как минимум четверть заселена квартирантами. По самым скромным оценкам, по 200 у.е. капает хозяевам ежемесячно...

Длиною в жизнь

А некоторые как встали в очередь в 1988 году, так и застыли намертво, кажется, что новоселье никогда не справить. Вот семья Тамары Затуренской из Советского района Минска ждет уже более 20 лет. Всемером в двухкомнатной квартире, с сыном–инвалидом I группы пожизненно. Виктор с детства страдает эпилепсией, атрофией головного мозга. Приступы случаются чуть ли не через ночь. Приезжает "скорая", пока Витю приводят в себя, никто из домочадцев не спит. И так много–много лет. Спасение — переезд. Но пока очередь так и не подошла. Тамара Александровна уже отчаялась:

— Естественно, мы скопили какую–то сумму денег, но нам никто тогда не предлагал строиться по решению № 101. Сейчас мы на очереди, кажется, 17–е. Предлагали взять кредит под 31 процент и строить трехкомнатную квартиру. Мы подсчитали: в месяц придется платить более 10 миллионов. Даже если мы сложим доходы каждого члена нашей семьи, пенсию сына — это невозможно! Так что по–прежнему ждем льготного кредита и очереди.

Что же выходит? После принятия 101–го решения (в июне прошлого года его отменили) по льготе построились вполне себе состоятельные семьи? А те, кто действительно нуждается в помощи государства, до сих пор сидят у разбитого корыта. Получается, что некоторые люди откровенно делали бизнес на квартирах за счет других? Заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин прокомментировал ситуацию так: "Строительство жилья, особенно с государственной поддержкой, для некоторых стало своеобразным бизнесом. Во многих микрорайонах с новостройками вечером горит свет лишь в единичных квартирах. К сожалению, при прежней жилищной политике такие возможности были". Не факт, что и в новом законодательстве ушлые люди не найдут лазеек. Поговаривают, что уже сейчас начали активно прописываться в общежития, ведь живущим там дольше 10 лет полагается льгота на строительство. Глядишь, к пятой квартире Марины Ивановны через некоторое время добавится шестая. А вечный очередник Тамара Затуренская только–только начнет строить долгожданное жилье.

Комментарий

Управление контроля за индивидуальными предпринимателями и физлицами налоговой инспекции по городу Минску сообщает: если в собственности у физического лица есть два и более жилых помещения в многоквартирных жилых домах, то освобождается от налога на недвижимость только одно из этих помещений. Причем собственник вправе выбрать — какое, указать это в письменном заявлении и представить его в налоговый орган по месту жительства. Если такого заявления нет, то льгота распространится на то помещение, которое появилось в собственности налогоплательщика первым. К слову, если раньше льготные категории граждан — инвалиды I и II групп, участники ВОВ, многодетные семьи, имеющие две и более квартиры, — могли претендовать на льготы по двум квартирам, то теперь только по одной. Годовая ставка налога на недвижимость для физических лиц установлена в размере 0,1 процента от оценочной стоимости квартиры.

Цифра "СБ"

По данным на 1 января, по одной квартире имеют более 508 тысяч минчан, по две квартиры — 55 тысяч жителей города, по три — 5,5 тысячи, у 742 человек в собственности четыре квартиры.

Кстати

В январе в стране введено в эксплуатацию 376,9 тысячи квадратных метров жилья. Почти 70 процентов — это жилье для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Советская Белоруссия