Белорусской экономике ослабят удавку, но цепь не укоротят

Послание президента народу и парламенту в этом году имело ярко выраженный экономический крен. Александр Лукашенко много говорил о требованиях времени, в соответствии с которыми должна меняться и национальная экономика. Однако, если следовать президентской логике, процесс модернизации при этом не отменяет и традиционных для белорусских властей методов управления.

И в этих рамках правительство должно уже в ближайшей перспективе решить несколько первостепенной важности задач: глобальную — создать лучшие условия в мире для инвестирования; и локальную — довести к концу года среднюю зарплату в стране до 500 долларов.


112 долларов за 9 месяцев. А вам слабо?

По данным Белстат, начисленная средняя заработная плата работников Беларуси в марте составила 3 млн. 159 тысяч 624 рубля или около 388 долларов. Это означает, что предприятиям придется неслабо напрячься, чтобы к концу года поднять зарплату на 112 долларов и вывести на требуемый уровень. Лукашенко считает эту задачу выполнимой.

«Темп роста экономики свидетельствует о том, что к концу текущего года Беларусь может выйти на данный уровень», — убежден глава государства. При этом Лукашенко предупредил, что за выполнение этого показателя спрос будет особый: «По итогам этого года мы посмотрим, кто вышел на 500 долларов и кто не вышел, и какая производительность труда, и почему ее нет, чтобы обеспечить людей должной заработной платой».

Последствия нового витка роста зарплат Лукашенко не пугают, в отличие от независимых экспертов, не пугают. Видимо, экономические показатели последних месяцев убедили главу государства в том, что система выдержит новые выкрутасы с зарплатами.

«Каждый рубль, который находится в обращении, на 150% покрыт валютными резервами по текущему рыночному курсу», — обратил внимание Лукашенко. Кроме того, сохраняется стабильность на внутреннем валютном рынке. По словам Лукашенко, с начала года население продало на чистой основе 0,5 млрд. долларов. При этом чистый приток валюты за этот период составил 1,3 млрд. долларов.

Однако достаточно ли имеющихся сегодня резервов для серьезного роста зарплат. Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин уверен, что нет.

«У экономики высвободился определенный резерв от снижения цен на энергоносители, кроме того, в этом году пока получается наращивать ВВП. Тем не менее, сама задача выхода на 500 долларов очень сложная. Экономия на энергоносителях и рост ВВП, по моим прикидкам, не покрывают необходимую сумму для выплаты заработной платы в таком объеме», — отметил эксперт

Андрей Карпунин полагает, что рост зарплаты может произойти за счет более высокодоходных отраслей: «Те отрасли, которые показали свою эффективность, в первую очередь поднимут уровень зарплат, что позволит средней зарплате подтягиваться к установленному параметру».

Вместе с тем эксперт обращает внимание на то, что пока в стране не проведены серьезные структурные реформы, не сокращен госсектор, а госпредприятия не изменили подходы к повышению эффективности производства.

Лукашенко и сам это понимает и не случайно заявляет о модернизации. Но она пока не приобрела массовый и качественный характер. А это значит, что реальных источников для повышения зарплаты у многих субъектов хозяйствования нет. То есть предприятия опять побегут в банки за кредитами на выплату требуемых высоких зарплат, считает эксперт.

«Предприятия будут производить еще более неконкурентоспособную продукцию, что приведет к затовариванию складов. Весь оборотный капитал будет заморожен в виде готовой продукции с высокой себестоимостью, внутри которой будут лежать дорогие кредиты, высокая зарплата, налоги», — подчеркивает Андрей Карпунин.

Рост себестоимости продукции при этом негативно скажется на росте экспорта, что может серьезно нарушить планы властей по выходу на положительное сальдо внешней торговли на уровне не менее 1 млрд. долларов.

Впрочем, Карпунин надеется, что повышение зарплат будет не таким масштабным, как это было в 2010 году. «До октября я не ожидаю серьезных потрясений в экономике. А дальше все будет зависеть от корректировки бюджета: то есть, в какую сторону будет направлено больше ресурсов», — отметил он.


Ценовой беспредел: да или нет?

Одним из главных последствий роста зарплаты до 500 долларов станет очередной виток инфляции. Так что задание «мы не должны допустить роста цен больше, чем на 20%» правительство рискует благополучно завалить.

И здесь не поможет даже «разумный контроль над ценами», который, как убежден Лукашенко, «должен и будет иметь место».

Вместо этого население может столкнуться с очередным ценовым беспределом, которого Лукашенко требует избежать.


Инвестиции или номенклатурная приватизация?

Предприятия могли бы спокойно повышать зарплату, имей они стабильную подпитку в виде иностранных инвестиций для повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Но прошлый год в части привлечения ПИИ оказался провальным. И не случайно. Стена бюрократизма и безразличия, с которой сталкиваются иностранцы в исполкомах, министерствах, отбивает всякое желание инвестировать, обозначил Лукашенко корень проблемы.

«Зарубежные бизнесмены не могут пробиться на прием к руководителю, чтобы обсудить свое инвестиционное предложение. Месяцами ходят по кабинетам за согласованиями и разрешениями, вынуждены искать всяческие обходные ходы вплоть до президента», — отметил Лукашенко.

Еще сложнее, по его словам, обстоят дела, когда инвестировать хотят отечественные предприниматели. «Те вообще никуда пробиться не могут. А ведь дай мы им возможность вкладывать деньги в собственной стране, меньше было бы сокрытия доходов и вывоза капиталов», — считает он.

И правительству теперь придется поломать голову, как все исправить. Ведь президент потребовал не просто активизировать процесс притока иностранного капитала. «Условия инвестирования в Беларуси должны быть лучшими в мире», — потребовал он.

А чтобы чиновники высокого ранга на себе прочувствовали ситуацию, поручил каждому члену правительства, председателям облисполкомов и Мингорисполкома «взять под личную ответственность несколько проектов, на которые привлекаются прямые инвестиции».

По мнению экономиста Ярослава Романчука, для предприятий такая опека чиновников может оказаться полезной. Однако в предложенном Лукашенко подходе к привлечению иностранного капитала эксперт усмотрел четкие признаки номенклатурной приватизации, проведение которой сам президент отрицает.

«Когда премьер-министру или вице-премьеру поручается руководить процессом привлечения инвестиций на то или иное предприятие, естественно, велика вероятность, что чиновники такого уровня смогут обеспечить подпитку предприятия ресурсами из бюджета или инновационных фондов. Потом предприятие может быть включено в холдинг в качестве головной компании. Курс на формирование холдингов подтвержден. Но в наших условиях это просто форма распределения активов. Чиновники в прямой форме или через коммерческие структуры, которым будет поручено управлять активами, получат собственность на 2-5 лет», — отмечает Романчук.

Для иностранных инвесторов участие чиновников непосредственно в инвестиционном процессе может оказаться полезным и выгодным. «С чиновниками, которые будут выступать в качестве агента по приватизации или привлечения инвестиций в данное предприятие, проще решать вопросы. Но при этом и интересы агентов будут учтены. Только это противоречит принципам прозрачной приватизация по справедливым ценам, о чем заявляет Лукашенко», — подчеркивает Ярослав Романчук.

По его словам, можно было бы провести честную приватизацию с привлечением инвесторов и продажей ему контрольного пакета акций. «И именно это будет железобетонно, как заявляет президент, гарантировать защиту прав собственности. А продажа 25-30% под честное слово — это не те правила, которые должны лежать в основе модернизации путем привлечения иностранного капитала», — убежден эксперт.

Еще одним тормозом приватизации был и остается ценовой вопрос. Лукашенко в который раз заявил, что может быть приватизировано любое предприятие, но на определенных условиях. «Тот, кто хочет что-то купить у государства, должен заплатить справедливую цену», — предупредил Лукашенко.

С одной стороны, Беларусь как продавец действует разумно. С другой, цены, которые заламывает власть, в том числе на «голубые фишки», эксперты считают неадекватными. И такая ценовая политика может дорого обойтись, с какими бы смелыми заявлениями не выступал президент.

«Я недавно прочитал в средствах массовой информации, что один из деятелей в России, ведя переговоры об акционировании МАЗа, заявил, что белорусская сторона слишком большую цену заломила на переговорах. Не устраивает цена — не ходи сюда. Будем работать, как и работали — будем конкурировать», — подчеркнул Лукашенко.

Но в том, сможет ли МАЗ достойно конкурировать с российским гигантом на его же поле, есть большие сомнения. Это касается и других белорусских предприятий, которые могут эту конкуренцию проиграть. И тогда про рост зарплат придется надолго забыть.

Naviny.by