КамАЗ и МАЗ: кто тормозит слияние?

Россия и Беларусь готовы создать совместную структуру и не конкурировать на рынке ЕЭП, однако отсутствие международной оценки белорусских предприятий препятствует совместным проектам. И дальнейшие разговоры о приходе инвесторов на крупные предприятия пока невозможны.

Такое мнение белорусскому порталу TUT.by высказал посол России в Беларуси Александр Суриков.

В частности, он прокомментировал вопрос создания холдинга на базе КамАЗа и МАЗа.

«Проблема одна: нет оценки. Хотя есть обоюдное желание создать совместную структуру и не конкурировать на рынке ЕЭП, а, наоборот, попытаться через модернизацию обоих предприятий закрыть дорогу на внутренний рынок конкурентам и попытаться подвинуть их на внешних рынках. КамАЗ имеет международную оценку, белорусский МАЗ - нет. И предложенная одним из международных агентств оценка в 800 миллионов долларов не устроила белорусскую сторону. Заказали новую оценку. Но разница в оценках международных оценщиков большой не бывает», - сказал посол.

Он не видит препятствий для объединения предприятий от входа Daimler в капитал КамАЗа.

«Сейчас он владелец 10% и может наращивать свой пакет акций. И это неплохо, поскольку технологический уклад Daimler несколько выше, чем у МАЗа и КамАЗа. Не думаю, что Daimler будет возражать против создания совместной структуры. Ему тоже интересно укрупнение и повышение конкурентоспособности совместного актива», - считает А.Суриков.

Подобная причина – отсутствие экспертизы международного оценщика, является препятствием и для других потенциальных сделок, «Лукойл» интересовался «Нафтаном», «Еврохим» - Гомельским химзаводом.

«Можно и дальше перечислять. Ни одного проекта не состоялось из-за отсутствия международной оценки. Есть просто разговоры. Оценка была у «Белтрансгаза» - по ней он и приобретен. Теперь у МАЗа - полуоценка выходит. А больше ни у кого. И дальнейшие разговоры о приходе инвесторов на крупные предприятия пока из области сложнопонимаемых намерений», - заявил посол.

Он также прокомментировал позицию РФ по вопросу создания в Беларуси сборочного производства китайских автомобилей.

«Мы очень внимательно отнеслись к этому вопросу. Мы не можем ничего запретить, но мы понимаем, откуда на эту продукцию низкие цены, знаем, почему в Китае налоги в два раза ниже - там отсутствуют социальные обязательства, нет пенсионных фондов, граждане сами себе обеспечивают пенсию, здравоохранение платное, обучение платное. И зарплата мизерная. И автоматически китайская сборка в Беларуси оказывается сверхконкурентоспособной.

Так что будем обсуждать, для чего нам такое на рынке Таможенного союза. Хотите собирать - собирайте, но ездите на них внутри Беларуси. А иначе вопрос надо обсуждать. Мы же не хотим ликвидировать собственную автомобильную промышленность. И не можем отменить в России пенсии. В Беларуси, кстати, - тоже», - заметил посол.

БДГ