Когда белорусские инвесторы начнут вкладывать средства в отечественную экономику?

Белорусские власти особое внимание уделяют потенциальным иностранным инвесторам, особенно китайским. Но ничего не слышно о том, что кто-то изнутри готов вкладывать средства в отечественную экономику. Есть ли в Беларуси инвесторы, способные потянуть более или менее солидные проекты — «Завтра твоей страны» ищет ответ вместе с Леонидом ЗАИКО.

— Конечно! Это все взрослое население страны. Япония никогда ни у кого не брала никаких долгов и не ожидала никаких инвесторов.

— А мы почему так нуждаемся в инвестициях извне?

— Потому что тупые. В Беларуси в 2010 году норма накопления составляла 4,7%. В 2011 году ее даже не показывали, скорее всего, она была меньше нуля. У японцев, когда они стартовали со своими мощными структурными отраслевыми сдвигами в пользу микроэлектроники, автомобильной промышленности, судостроения, норма накопления была 30%. То есть, население сберегало 30 долларов из каждых 100 долларов. Белорусов же довели до того, что сидят краснощекие ребята – молодые выпускники и говорят: дайте нам кредиты на жилье. Страна перестала сберегать, она превратилась в нацию лежебок и лодырей, которые ждут, что придут какие-то дядьки или тетки и все дадут. Сберегайте! По японскому примеру – 30% от дохода, это и есть внутренние инвестиции.

— Способны ли на инвестиции, хотя бы в собственное производство, субъекты хозяйствования?

— Да. Вообще, что касается самофинансирования, то свыше 40% вложений в модернизацию и в улучшение материальной и технической базы — это деньги предприятий. Какой дурак будет брать займы под 50%, если лучше часть прибыли направлять на развитие? Но у нас же все стоит на голове.

— Госпредприятия утверждают, что у них нет денег на воспроизводство, на создание фондов. Куда же уходит заработанное?

— Пускай они не врут. В 2011 году норма прибыли белорусских предприятий выросла в два раза — с 7-8% до 14-16%. В условиях девальвации была великолепнейшая возможность увеличить потоки, особенно экспортных предприятий, и особенно тех предприятий, которые могли повышать цены на внутреннем рынке. Зарплата выросла в три раза? Нет. А цены в три раза выросли, так куда же пошла вся выручка? Она пошла в доходы предприятий.

— Существуют толки, что слишком много у предприятий забирает государство. Так это или нет?

— Если посмотреть формально по налогам на прибыль, на НДС и так далее, то мы не очень отличаемся от России и Казахстана.

— Так что же мешает белорусским предприятиям быть прибыльными и достичь хотя бы уровня Польши?

— Плохой директорат, плохое управление, кадры, которые не повышали квалификацию. Вместо того, чтобы заниматься приватизацией, надо готовить новое поколение элиты, управленцев, менеджеров. Нам достаточно две-три тысячи хорошо подготовленных топ-менеджеров.

— Когда же, по вашим прогнозам, белорусская власть станет «рыночной»?

— Власть пока еще не дошла до ручки. Еще пока можно продать калийный комбинат за 30 миллиардов долларов вместе с городом Солигорском. Вот когда все распродадут, когда ничего не останется, тогда они станут рыночными. Но тогда они тоже уже сами станут хозяевами. Они будут собственниками, будут командовать предприятиями. То есть, произойдет конвертация власти из политической в экономическую. А на сегодняшний день это тупик. То, что касается стратегического управления, развития страны, это тупик.

zautra.by