Может ли Беларусь оказаться на электрическом крючке у России?

Министр энергетики Александр Озерец презентовал в правительстве основные положения реформирования белорусской электроэнергетики. Идеи хороши, но могут вызвать рост тарифов и потребуют колоссальных вложений, оценивают эксперты. Почему выгоднее пускать в эту сферу немцев и французов, чем россиян?

Среди предложений министра энергетики — разделение производства электричества и его передачи и распределения, а также создание условий для формирования холдингов. Предполагается, что реформа повысит энергетическую безопасность Беларуси и позволит отказаться от перекрестного субсидирования.

Какая реформа нужна белорусской энергетике?

— Пока складывается ощущение, что начали плясать не от той печки, — говорит Михайло Сальников, научный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев).

Сегодня в Беларуси предприятия, генерирующие электроэнергию, фактически сконцентрированы в руках государства. Эксперт убежден: прежде всего, следует повышать конкуренцию. Необходимо стимулировать создание частных и небольших коммунальных компаний по выработке электричества.

— Создать конкурентную среду на рынке можно двумя способами: путем приватизации госпредприятий, либо путем создания малых генерирующих мощностей, — отмечает Михайло Сальников. — Крупные предприятия, которые занимаются генерацией электроэнергии, можно причислить к имеющим стратегическое значение. Их приватизацию в условиях постсоветских стран вряд ли можно назвать мудрым решением. А вот стимулирование создания малых генераторов электроэнергии интересно с точки зрения развития инноваций, повышения конкуренции и прозрачного ценообразования.

По мнению эксперта, кластер ветряных генераторов или солнечных батарей вполне может быть создан в малых хозяйствах и сельских общинах. При этом государству было бы целесообразно доработать механизмы закупки излишков электричества у таких субъектов. Именно так поступают власти европейских стран. Излишки неизбежно появляются, так как потребление энергии "плавает" в зависимости от времени суток и сезона. Накапливать их слишком дорого, выгоднее продавать.

— Если бы так поступали в Беларуси, то убили бы двух зайцев. Во-первых, повысили бы энергобезопасность не только поселков и деревень, но и государства, поскольку это привело бы к сокращению потребления российского природного газа, около 90% которого идет на производство тепловой и электрической энергии. Во-вторых, это позволило бы обеспечить конкурентность рынка и прозрачность ценообразования, — считает Михайло Сальников.

Для развития негосударственного сектора в электроэнергетике можно было бы выделять субсидии на покупку генераторов и солнечных батарей, предоставлять государственные гарантии, что лишние киловатт-часы будут выкуплены по определенному тарифу.

Реформа запоздала

Власти начинают реформирование энергетики слишком поздно, и это может стать настоящей проблемой, уверен исполнительный директор ассоциации "Возобновляемая энергетика" Владимир Нистюк. Реформу, по его мнению, следовало проводить до 2008 года, пока еще не было кризиса и Беларусь располагала солидной ресурсной базой.

Реформаторы столкнутся не просто с устаревшей и неэффективной системой управления. Им предстоит поломать голову над тем, как обновить изрядно износившиеся фонды энергосистем и электросетей. Государство уже приняло целый ряд целевых программ практически по всем актуальным направлениям: развитие гидроэнергетики, создание биогазовых установок, использование местных видов топлива. Но многие из них дублируют друг друга, не выполняются или выполняются не до конца.

— Вся система сильно устарела и закостенела, — подчеркивает Владимир Нистюк. — Надо менять эту систему. Но в то, что такое возможно, верится с трудом.

Государство по-прежнему концентрирует усилия на крупной энергетике, потому что хочет быстрее достигнуть значительных результатов. Эксперт считает, что это не всегда правильно. В Беларуси 12 электростанций обеспечивают примерно треть всей энергетики страны. В случае выхода из строя какого-то мощного энергогенерирующего объекта значительная часть ее территории может и вовсе остаться без энергии. Такие случаи, например, недавно были в Минске.

Владимир Нистюк сторонник другого подхода.

— Параллельно с мегапроектами развивать и нецентрализованную энергетику, так называемую зеленую или возобновляемую. У нас есть потенциал и ветро-, и гидроэнергетики, но особенно — переработки биомассы, начиная от отходов растениеводства и животноводства и заканчивая деревом, — убежден эксперт.

Эксперт: Это выгодно и населению, и бизнесу

Экономический эксперт Станислав Гусак напоминает: подобная реформа энергетики была разработана теневым кабинетом Белорусского народного фронта еще в 1994 году.

— Предложения, о которых почти через 20 лет вспомнила команда министра энергетики, действительно несут очень много полезного, — отмечает Станислав Гусак. — Разделение генерирующих и продающих предприятий — абсолютно правильный шаг. Эта мера позволит навести порядок в тарифах. Станет видно, сколько стоит выработка электроэнергии на разных электростанциях (а она зависит от степени модернизации станции), какую стоимость к ней добавляют на последующих этапах.

Кстати, и премьер-министр Михаил Мясникович заявлял, что в Беларуси сложилась "не очень хорошая ситуация, когда развитие электроэнергетики и энергетики вообще осуществляется всей страной за счет высоких тарифов, которые выставляет энергоснабжающее министерство".

Эксперт полагает, что реформа была бы выгодна и населению, и бизнесу. Возможно, она повысила бы и эффективность государственного управления. В Минэнерго могут быть организованы несколько департаментов, каждый из которых будет полностью вести свое направление, или само министерство будет реорганизовано. Это даст возможность навести, наконец, порядок в отрасли и претендовать на иностранные инвестиции, тем более что белорусская энергетика в них нуждается особенно остро.

Реструктуризация энергетики требует колоссальных денег

В соответствии с госпрограммой развития белорусской энергосистемы на период до 2016 года объём капитальных вложений в отрасль составляет 3,74 млрд долларов без учета возврата ранее взятых инвестиционных кредитов в сумме 1,47 млрд долларов. При этом в развитие генерирующих энергоисточников "Белэнерго" планируется направить 2 млрд долларов. В качестве основного источника финансирования предусматриваются кредитные ресурсы.

— Что касается тех денег, которые до 2016 года предлагается вложить в энергетику, то названные суммы очень малы, это копейки, — считает Станислав Гусак. — Их хватит только на латание дыр, текущий ремонт и, в лучшем случае, незначительные инновации. Кредиты? Но их еще надо найти. Понятно, что введение в строй новых серьезных генерирующих установок невозможно. Кроме того, надо понимать, что экономического эффекта от инвестиций не будет без серьезной политической реформы и укрепления суверенитета Беларуси.

Владимир Нистюк также отмечает, что любая реформа (и особенно в энергетике) требует колоссальных денег, которых у страны сейчас просто нет.

— С учетом сложной экономической ситуации Беларусь не сможет большие средства вытащить из экономики и направить на реформы. Придется выходить точечными шагами, — резюмирует эксперт.

Немаловажным является повышение энергоэффективности производства и отказ от перекрестного субсидирования. Однако последнее, отмечает Михайло Сальников, может растянуться едва ли не на десятки лет. Ведь отмена перекрестного субсидирования может стать причиной роста тарифов как для населения, так и для предприятий, которые пользуются сейчас определенными льготами.

— По энергоемкости ВВП Беларусь сегодня плетется в хвосте Европы, — подчеркивает Михайло Сальников. — Например, чтобы произвести один доллар ВВП в Дании, надо потратить в пять раз меньше энергии, чем в Беларуси. Сегодня рентабельность белорусского производства обеспечивается за счет заниженной цены на электричество. Но если в результате повышения энергоэффективности в Беларуси удастся снизить потребление, скажем, втрое, электричество можно будет приобретать и по рыночной цене, отказавшись от субсидий.

Бесплатный сыр от "Газпрома"

В последнее время появилась информация о намерении Газпрома войти на белорусский рынок электроэнергетики. Заявления об этом регулярно появляются как с российской, так и белорусской стороны. Вполне вероятно, что у властей Беларуси возник большой соблазн попросить денег у российского холдинга.

Казалось бы, именно он и является тем местом, где можно найти любые требующиеся суммы. Однако очевидно, что любые займы или кредиты от "Газпрома" в конце концов приведут к передаче белорусской энергосистемы в его собственность вслед за газотранспортной системой.

— Впору вспомнить поговорку о бесплатном сыре. "Газпром" ни шага не сделает, если это не в его интересах, а в наших, — подчеркивает Владимир Нистюк. — Неужели у кого-то появится мысль отдать "Газпрому" весь энергетический комплекс? Это как минимум несерьезно.

Эксперт уверен, что АЭС в Беларуси рано или поздно будет построена, однако названные сроки вызывают у него сомнения.

— Сейчас Россия нас держит на газовом и нефтяном крючке и вряд ли отпустит так просто, — отмечает эксперт. — Мы будем зависеть от того, кто проектирует, финансирует, строит, а на первых порах и эксплуатирует АЭС. У нас пока нет своих специалистов. Будем зависеть от того, кто будет торговать электроэнергией, полученной на АЭС. Ведь 10 млрд долларов кредита придется как-то возвращать.

Станислав Гусак в этой связи напоминает одно из геополитических определений: тот, кто контролирует инфраструктуру, контролирует и территорию. Инфраструктура — это энергетика, национальные инженерные коммуникации.

— Если отдадим России еще и энергетику, от суверенитета уже ничего не остается, — предупреждает Станислав Гусак. — Этого делать нельзя. Надо пускать в сферу поляков, французов, немцев, чехов. Когда Россия будет полностью контролировать экономику, говорить о независимости не придется. Только де-юре сохраним свой голос в ООН. Надо ставить вопрос, что происходит с Беларусью — интеграция или бескровная колонизация экономическими методами.

Завтра твоей страны