На очереди "Дружба"
Для выделения очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС индикативным условием оговорено получение Беларусью от приватизации $2,5 млрд. В соответствии с утвержденным ранее планом этот третий транш кредита АКФ в размере $440 млн должен быть выделен Беларуси не позднее 28 февраля 2012 года. Не исключено, что нефтепровод "Дружба" станет одним из объектов, подлежащих продаже.
"Труба" включена в стратегические планы Москвы
Белорусские власти задумались о приватизации своих нефтяных "труб" только после того, как в 2008 году российский премьер В. Путин принял решение по строительству альтернативной белорусской "Дружбе" Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
Акционировать обе "Дружбы" правительство хотело еще в 2009 году, однако не успело внести изменения в закон об объектах, находящихся только в собственности государства. Они были преобразованы в ОАО со 100-процентной долей государства только в конце 2010 года.
Так как Беларусь завязана практически исключительно на российскую нефть, сложно было бы представить, что владельцем или совладельцем новополоцкой и гомельской "Дружбы" может стать кто-то иной, кроме российской нефтетранспортной монополии "Транснефть".
Приватизация двух белорусских нефтетранспортных предприятий была включена в проект программного документа по сотрудничеству Беларуси и РФ в сфере ТЭК.
Российский стимул
Россию в первую очередь интересует гомельская "Дружба". Через нее осуществляется примерно треть российских поставок нефти в ЕС, это более 60 млн т ежегодно. По оценкам, это около 10% потребления европейских НПЗ. Наиболее зависимы от поставок российской нефти Польша, НПЗ которой на 75% завязаны на российское сырье, и Германия, заводы которой загружены российской нефтью на 15%.
Однако в ноябре 2008 года В. Путин подписал распоряжение о строительстве БТС-2 в обход Беларуси по маршруту Унеча – Усть-Луга с ответвлением на Киришский НПЗ, что в значительной степени обесценивает белорусские транзитные козыри и саму "Дружбу".
На старте проекта БТС-2 российское правительство объявило, что мощность первой очереди БТС-2 составит 50 млн т в год, а затем будет увеличена до 75 млн т. И эти планы не могли не насторожить официальный Минск. Особенно на фоне того, что Россия реализует и обсуждает ряд других проектов по созданию дополнительных транзитных мощностей: проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), наращивает экспорт через порт в Приморске, через Новороссийск, Высоцк, Туапсе и т.д. В то же время очевидно, что добыча нефти в России так быстро не растет, чтобы заполнить новые транзитные мощности.
Белорусские чиновники понимали, что каждый новый километр БТС все больше обесценивает стоимость гомельской "Дружбы" и что "Нефтепровод "Дружба" надо приватизировать пока не поздно.
Тем более что новополоцкая "Дружба" с 29 июля 2006 года полностью потеряла транзит после того, как были остановлены поставки нефти в направлении Литвы, а еще раньше, с 1 января 2003 года, прекращены поставки в направлении Латвии.
Осушать белорусскую "трубу" пока не планируют
Запустить в эксплуатацию БТС-2 Россия планирует в первом квартале 2012 года. При этом амбициозный проект был незаметно скорректирован. Сейчас говорится о мощности БТС-2 уже не в 70 млн т в год, а всего в 50 млн т. Причем на первом этапе она должна составить лишь 30 млн т.
Кроме того, за время строительства БТС-2 России пришлось также скорректировать свои планы по заполнению БТС-2 нефтью. Стало ясно, что в БТС-2 не придет казахстанская нефть в объеме 10 млн т. Зато украинское направление, как и прогнозировалось, Россия закроет, перенаправив нефтяные потоки в российские порты. После запуска БТС-2 Россия также прекратит поставки нефти в польский Гданьск, что высвободит еще 7 млн т. Кроме того, запланировано перебросить на новый нефтяной коридор часть объемов нефти из Приморска (5-7 млн т).
Таким образом, пока задачу загрузки мощностей первой очереди БТС-2 Россия может решить без серьезного ущемления интересов "Дружбы".
Изменить первоначальные планы по мощности БТС-2 России пришлось, скорее всего, по нескольким причинам. Во-первых, из-за ограниченности судоходства в балтийских портах. Во-вторых, для российских нефтяных компаний поставки нефти на европейские НПЗ по "Дружбе" с точки зрения логистики наиболее оптимальны. В-третьих, ссориться с партнером по Таможенному союзу из-за нефти Москве на данном этапе интеграционного проекта, видимо, тоже не хотелось.
Позиция обреченных
Тем не менее сам факт строительства БТС-2 во многом обесценил стоимость белорусской "трубы". Если РФ захочет запустить вторую очередь БТС-2 (планируется, что это случится в декабре 2013 года), то у России не останется другого выхода, как забрать часть нефти из белорусской "Дружбы".
Можно предположить, что белорусские чиновники все эти факторы уже просчитали и готовы продать "Дружбу" российской Транснефти.
Тем более что после того, как в январе 2010 года Беларусь в пакете с соглашением по поставкам нефти в страну подписала с Россией также и методику тарифного регулирования при транспортировке российской нефти по "Дружбе", возможностей настаивать на своих транзитных амбициях у белорусских чиновников больше нет.
Теперь Минск обязан согласовывать транзитную политику с РФ. Именно по этой причине белорусская сторона не смогла доказать обоснованность повышения в этом году на 20% тарифа на транзит российской нефти. С 1 февраля тарифная ставка повышена только на 8,3%.
Отметим также, что белорусская сторона рассматривала продажу акций Белтрансгаза в пакете с условиями поставок газа на перспективу и как гарантию загрузки газотранспортной системы после запуска российского газопровода "Северный поток".
Аналогичным образом в случае приватизации "Дружбы" официальный Минск может запросить гарантий по ее загрузке после запуска БТС-2. Вопрос лишь в цене самой сделки. Если в случае с продажей Белтрансгаза цена вопроса включала большую политическую составляющую – она была платой за интеграционный проект и красноречивый намек Украине, которую РФ хочет видеть в Таможенном союзе, то большой вопрос - захочет ли Кремль переплачивать за "Дружбу".
Впрочем, если Минску уж очень будут нужны деньги, то настаивать на своих условиях он уже не станет.
Татьяна Маненок, Агентство политической экспертизы BISS