Упадет ли белорусский рубль вместе с ценой на российскую нефть?
Население принялось активно изымать вклады в белорусских рублях и переводить их в валютные заначки. Что подстегивает белорусов — растущий курс доллара или экономическая ситуация в России, которая ухудшается в связи с падением цен на нефть на мировом рынке (меньше 100 долларов за баррель)? И главное — есть ли причины для обвала белорусского рубля?
Будет ли слабеть белорусский рубль, во многом зависит от ожиданий белорусского населения, которые порой очень трудно предсказать. Возникновения паники эксперты не исключают.
— Мы знаем, как реагируют белорусы: даже если нет никаких объективных причин, они вдруг начинает скупать соль, хотя этой соли — хоть завались, — напоминает экономист Леонид Злотников. — Есть теория рациональных ожиданий: когда население правильно видит последствия своих действий и правильно делает свой выбор. Но это касается западного населения. А наше в панике может делать даже то, что ему невыгодно. Оно не ведет себя рационально.
Паника может возникнуть, потому что открыта граница и сильны экономические связи с Россией, соглашается экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич. Но сам он «пока не видит фундаментальных причин для обвала в Беларуси».
— У нас все управляемо. Бюджет как будто бы бездефицитный, процентные ставки по депозитам остаются высокими, размеры кредитов уменьшены, поскольку из-за больших процентных ставок предприятия мало брали этих кредитов, боясь невозврата. Достигнут внешнеторговый баланс, есть профицит бюджета за первый квартал, экспорт нефтепродуктов в Западную Европу вырос в два раза, по-прежнему есть золотовалютные резервы в размере 8 миллиардов долларов, да еще и Путин даст кредит в 440 миллионов долларов. Ничего особо страшного не будет — таков вывод эксперта.
Станислав Богданкевич спокоен и насчет падения цен на нефть на мировом рынке.
— Баланс внешней торговли Беларуси обеспечивается почти исключительно за счет нефтепродуктов. Но я не ожидаю больших проблем, — оценивает эксперт. — Белорусская экономика меньше, чем российская, зависит от нефтепродуктов. Белорусы все-таки люди работают и в обрабатывающем секторе, а не только живут за счет средств, получаемых от продажи нефтепродуктов. Это связано с наполнением бюджета, но не в такой степени, как в России.
В то же время экономист Леонид Злотников находит связь между очередями в обменных пунктах в России и в Беларуси из желающих обменять рубли на свободно конвертируемую валюту, а также отмечает возможное влияние российской ситуации на курс белорусского рубля. По словам эксперта, российские инвесторы держат в белорусских банках депозиты на сумму около триллиона белорусских рублей.
— Они покупали белорусские рубли и, пользуясь высокими депозитными ставками, тут зарабатывали. Половина этих депозитов — одномесячные, то есть, сейчас их уже можно снимать, — поясняет эксперт. — И они могут начать и здесь снимать белорусские рубли (а это в эквиваленте 200-300 миллионов долларов), и переводить их в валюту. Если повысится спрос на доллары, значит, в Беларуси будет повышаться курс доллара.
Паника, которая может возникнуть среди белорусского населения, только подогреет этот рост.
zautra.by