Чей бизнес защищают латвийские депутаты в Беларуси?
Часть депутатов парламента Латвии и руководство Латвийской конфедерации работодателей призвали воздержаться от давления на белорусские власти, так как расширение Брюсселем санкций нанесет ущерб латвийской экономике. Интересы латвийского бизнеса в Беларуси и взаимное проникновение бизнесов в экономики двух стран, выясняет «Завтра твоей страны».
Взаимный интерес
С 2008 года для развития экономических отношений между двумя странами действует Белорусско-Латвийский совет по деловому сотрудничеству. Первыми его сопредседателями стали: с белорусской стороны генеральный директор холдинга «Трайпл» Юрий Чиж, с латвийской — основной владелец фармацевтического предприятия Grindex Киров Липман.
На уровне этих двух фигур сразу просматривался взаимный интерес. Одна из компаний Юрия Чижа в 2008 году приобрела пакет акций даугавпилского завода по производству биодизеля. Киров Липман примерно в это же время вступил в активную фазу переговоров по приобретению контрольного пакета Борисовского завода медпрепаратов.
По крайней мере, еще в 2011 году один из самых богатых белорусских бизнесменов, как сообщали белорусские СМИ, имел актив на территории Латвии — акции того самого завода по производству биодизеля. Но к этому времени Юрий Чиж уже занялся новым направлением и нашел партнеров в других странах Евросоюза.
Речь идет, в частности, о проектах, в которых участвуют литовские и словенские строительные компании и инвесторы. Для одного из самых престижных проектов — гостиницы, строящейся в центре Минска к чемпионату мира по хоккею-2014, Чиж планировал привлечь в качестве управляющей компании немецкую сеть Kempinski. Это сотрудничество, считают эксперты, заставило белорусского бизнесмена поменять кресло сопредседателя белорусско-латвийского совета на аналогичное место в белорусско-германском деловом совете. Юрий Чиж занимает эту должность сейчас.
Покинул свое кресло в Белорусско-латвийском совете по деловому сотрудничеству и Киров Липман. Причиной стал провал переговоров по покупке им завода в Борисове. Белорусская сторона выставила условия, которые не устраивают бизнесмена, и он нашел замену, купив новую площадку в одной из восточноевропейских стран. Логично, что после этого должность в совместном совете бизнесмену оказалась не нужна.
На смену Чижу и Липману пришли новые сопредседатели — Дмитрий Дичковский («Милавица») и Василий Мельник (EiroHoldings), вице-президент Латвийской конфедерации работодателей.
Дичковский представлен в совете скорее даже как топ-менеджер эстонского холдинга Silvano Fashion Group, которому принадлежат контрольные пакеты акций минской фабрики женского белья «Милавица», а также лиепайской компании Lauma.
Василий Мельник, по крайней мере, публично не имеет интересов в Беларуси. В состав его холдинга входят два судостроительных завода, стивидорная компания в Рижском порту, недвижимость и металлоторговая компания. Правда, именно нефтепродукты, часть которых вывозится из Беларуси на Запад через Рижский порт, и металлопрокат являются основными статьями белорусского экспорта и транзита в Латвию. Отметим, что несколько лет назад Мельник пытался вести переговоры о приобретении активов на территории Беларуси. Он хотел приобрести трикотажную фабрику «Алеся», но белорусским властям не понравились предложенная им схема и сумма инвестиций.
По Литве санкции в отношении Беларуси могут ударить больнее
На самом деле практически у всех бывших и нынешних участников Белорусско-Латвийского совета по деловому сотрудничеству были или остаются интересы к ведению совместного бизнеса или созданию такого. Например, в одном из составов совета фигурировал председатель правления Латвийских железных дорог («Латвияс дзелзцельш») Угис Магонис. По сообщениям латвийских СМИ, он — один из акционеров частной экспедиторской компании Pro Logistic Services. Это одна из четырех латвийский компаний, официально аккредитованных на Белорусской железной дороге.
Выступившая на прошлой неделе против поддержки со стороны Латвии санкций в отношении Беларуси генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгелсоне сделала упор именно на потери (их общая сумма может составить 480,9 млн. евро) от снижения объемов перевозок белорусских грузов по железной дороге. Лига Менгелсоне отметила, что они составляют 57% общего объема перевозок, 3% внутреннего валового продукта и 8,1% бюджетных доходов страны.
«Нам как малой, но крепкой экономике нужно выразить четкую позицию по социально-экономическим последствиям санкций против соседней страны», — заявила генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей, добавив: есть серьезный риск, что санкции затронут одну из приоритетных отраслей экономики Латвии — транспорт.
В то же время нужно отметить, что для соседней Литвы санкции в отношении Беларуси могут оказаться более болезненными, чем для Латвии. Это связано и с переориентацией основных объемов транзита белорусских нефтепродуктов и особенно удобрений на литовские порты, которое шло с середины 2000-х годов.
Топ-3 крупнейших инвестпроектов латвийских инвесторов в Беларуси
«Завтра твоей страны» выделил три самых крупных проекта, которые реализуются или готовятся к реализации латвийскими инвесторами в Беларуси.
1. Rietumu Banka, одним из главных акционеров которого является второй богач Латвии Леонид Эстеркин, имеет в Беларуси представительство, а также довольно развитый лизинговый бизнес. В 2008 году миллионер купил группу местных лизинговых компаний и на их базе создал структуру с дочками в Беларуси, Украине, Литве — «Вест Лизинг». Компании занимаются автолизингом и лизингом строительной и дорожной техники и промышленного оборудования).
Партнерами Эстеркина в Rietumu Banka являются также латвийский бизнесмен Аркадий Сухаренко, ирландский миллиардер из последнего списка Forbes Дэрмот Дэсмонд и бизнесмен из Гонконга Балрам Чаинрай.
2. Самый патриотичный бизнесмен Латвии Янис Вилнитис (Liepajas papirs) в 2010 году перенес часть своего производства из Лиепаи в Речицу и открыл фабрику «НТС Полиграфия».
Компания специализируются на выпуске полиграфических продуктов — самоклеящейся цветной этикетки, весовой этикетки и маркировочной ленте.
3. Один из трех крупнейших в Латвии строительных холдингов RBS Skals открыл свое дочернее предприятие в Беларуси в 2009 году.
А в 2011 году было объявлено, что компания станет генеральным подрядчиком строительства гостиницы Hayatt Regency в Минске. Ее планируется построить к 2013 году.
Среди акционеров RBS Skals значится и белорусский бизнесмен Валерий Азаматов.
zautra.by